Эндрю Майкапар - необычная личность. Он давний друг «Ауры». И мне хочется рассказать о нем подробнее.
Его родители - выходцы из России - покинули страну в годы революции. Сначала они жили в Германии, где и родился Эндрю. В годы Второй Мировой войны переехали в Канаду. О том, как Эндрю оказался на своей исторической родине, вы узнаете из его публикаций.
Не так давно состоялась моя встреча с Майкапаром в его российском ашраме, где он передал мне свою книгу «Путь ученика махаватара Бабаджи». Эта книга еще не была опубликована. И вы, читающие эти строки, имеете возможность первыми познакомиться с ней.
Написана книга на русском языке, хотя родным для автора является английский. Поэтому нам пришлось отредактировать рукопись и подготовить ее к печати с незначительными сокращениями.
В октябре 1992 года я принимал участие в работе первого Всемирного конгресса «За духовное согласие». Проходил он в Алма-Ате. В номере гостиницы со мной жил молодой парень Саша Кузьмин. В день заселения он поинтересовался:
- Ты не будешь против, если к нам вечером заглянет в гости мой друг из Канады? Он ученик Бабаджи…
Конечно, я был только «за». К этому времени о великом гуру Индии Бабаджи уже был немало наслышан и даже успел прочитать о нем несколько статей.
- Вот только одна загвоздка, - помялся Саша, - он русского почти не знает. Совсем недавно приехал в Россию.
Но, несмотря на эту «загвоздку», весь вечер мы проговорили с Эндрю, не замечая языкового барьера. Расставались уже лучшими друзьями. Он рассказал много поучительных историй о своем учителе – Бабаджи, о том, как попал в Индию, чему научился там. Можно сказать, Майкапар в тот вечер заразил меня своим энтузиазмом начать жить по-новому. Мне было также любопытно: почему гражданин такой богатой страны оставил налаженный быт и решил навсегда переселиться в место, где никаких удобств, где сплошные неурядицы. Но все это я понял гораздо позже.
Полтора года спустя - в мае 2004 года «Аура» проводила праздник «День Белого Лотоса», цель которого - единение различных духовных направлений. Для мероприятия я арендовал зал самого большого в городе театра, вмещающего почти тысячу человек. Участвовать в празднике пригласил представителей различных христианских течений, кришнаитов, контактеров, народных целителей, общественных деятелей и просто интересных людей.
Вспомнил и про Эндрю Майкапара. Позвонил ему, предложил выступить. Через пару дней он мне сообщил: «Бабаджи дает добро на приезд».
Меня поразило, что за столь короткий срок Майкапар стал говорить вполне сносно по-русски. Только незначительный акцент выдавал в нем иностранца. С огромным успехом он выступил перед набитым до отказа залом Музыкального театра.
Но особенно пленили слушателей исполненные им индийские бхаджаны. После этого в антрактах сотни людей пытались пробиться к Эндрю, умаляя его об отдельной встрече.
Майкапар решил остаться на несколько дней, чтобы провести занятия с желающими. Однако их оказалось так много, что пришлось отбирать тех, кому это действительно надо. С тех пор Эндрю не раз приезжал к нам. Но почему-то на встречу с ним приходило все меньше и меньше людей. Удовлетворив праздное любопытство, большинство остывало. Всерьез работать над собой мало кому хотелось.
В газете «Аура» мы опубликовали несколько материалов о Майкапаре. Его стали приглашать в другие города, особенно в Сургут, где он в свой первый приезд также произвел настоящий фурор. Сразу же там образовалась группа «бабаджистов», которая даже после его отъезда продолжала собираться для проведения церемоний и пения бхаджанов, а некоторые по стопам Майкапара поехали в Индию. Потом его (как свадебного генерала) пригласили на празднование Нового года. Однако Эндрю не оправдал надежд духовной братии. Народ сидел за богато накрытым столом в предвкушении чего-то необычного. Но всех собравшихся постигло разочарование. В то время, когда положено произносить тосты и пламенные речи, учитель так и не появился на публике – он беседовал с кем-то одним в другом помещении. Всеобщее веселье было «испорчено». И «разочарованные» в учителе люди решили поискать Истину в другом месте.
- Очень часто от меня ожидают какой-то показной духовности, - как-то сказал Майкапар. - Я же неправильный учитель. И вовсе не стремлюсь к тому, чтобы вокруг меня были толпы последователей. Большинство почему-то считает, что учитель должен быть таким-то напыщенным, важным, показным. И говорить он должен именно то, что будет ласкать слух человека. Но я не собираюсь подстраиваться под чуждые мне понятия. Я иду тем путем, на который встал благодаря Бабаджи. И беру ответственность только за тех людей, которые полностью доверились мне.
Вместе с несколькими своими учениками Майкапар поселился в российской глубинке, купив старенький дом в деревне на берегу реки. Это место стало именоваться ашрамом Бабаджи. Внешне подворье ничем не отличается от соседских. Зато уклад жизни здесь подчинен строгому распорядку. Утро начинается с арати - духовной церемонии и песнопений, затем работа в огороде или на строительстве нового дома. Забот хватает. А по вечерам ашрамиты собираются в тесном кругу для общения и бесед, которые проводит учитель.
Но местным властям деятельность Майкапара была не по нутру. Они решили выдворить его из России. В печати появились «разоблачающие» статьи. Особенно много придирок было к использованию в ритуалах лингама – символизирующего мужское начало, хотя в индуизме – это один из основных предметов поклонения.
В 1995 году Майкапара вынудили уехать в Канаду. В Ванкувере он занимался тем, что помогал наркоманам освободиться от пагубной привычки. И все эти годы он присылал письма своим ученикам, наставлял их, давал советы, как сохранить ашрам, как строить взаимоотношения в общине. Вот выдержка из одного такого послания:
«Ашрам - это временная школа, которую люди посещают, чтобы учиться. Это место, где каждый человек должен стать не каким-то другим человеком, а стать собой, какой он есть, стать уникальным.
Быть таким, какой ты есть - это свобода. Не думать, что о тебе думают другие, не волноваться, не стыдиться себя. Это великая свобода.
Ашрам - это место, где мы можем быть такими, какие мы есть. И не только гордиться этим, но и возвышать это, как самую великую цель: быть таким, какой ты есть, не похожим на другого. Все уникальны и замечательны».
С Эндрю мы не виделись несколько лет. Повседневная суета не давала возможности даже поинтересоваться делами ашрама. Но в 2007 году во время моего очередного путешествия в Индию по странному стечению обстоятельств я попал в ашрам Бабаджи в Хейрканди, приближаясь к которому вспоминал рассказы Эндрю Майкапара об учении Бабаджи. Но самым настоящим чудом было то, что первого кого увидел здесь - был Майкапар. Оказалось, что он с группой своих учеников приехал сюда двумя днями раньше.
Перед тем как перейти к публикации книги "Путь ученика махаватара Бабаджи" хочу показать фотографии, сделанные мной в ашраме Бабаджи
Борис КОЛЬЧЕНКО
Ашрам Бабаджи |
Девять храмов ашрама |
В главном храме ашрама |
Пещера, в которой воплотился Бабаджи |
Администратор ашрама Локона Кари |
Огород ашрама |
У лестницы со 114 ступенями |
Изображения богов в ашраме |
Усыпальница Бабаджи |
Эндрю Майкапар |
Мундан-баба |
Мунирадж |
Приготовление пищи |
Обед в ашраме |
Праздник в Дели, посвященный Бабаджи |
Садху |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Студией «Аура» в серии «Эзотерика в литературе, музыке и искусстве» выпущен новый альбом на двух DVD дисках с уникальными видеозаписями встреч Эндрю Майкапара с учениками. Длительность записи более девяти часов. А также в этом альбоме вы найдете: индийские бхаджаны в исполнении Эндрю Майкапара, фотографии Бабаджи; книги об учении Бабаджи.
Стоимость альбома вместе с пересылкой по России - 400 рублей.(при заказе всей серии - дешевле)Заказать каталог продукции студии «Аура» можно по адресу:borisaura@mail.ru |