Эндрю МАЙКАПАР

Путь ученика махаватара Бабаджи

Глава 7

На фото: Бабаджи
 

Отдача себя     

Духовный путь только начинается с момента отдачи себя своему учителю. Много лет и наверно много жизней было потрачено мною в подготовке к этому шагу. Отдача себя самый таинственный, самый значительный момент на пути к Истине. Как родовой канал, через который проходит ребенок, чтобы родиться, так и самость перерождается путем отдачи себя, чтобы выйти на свет истины. Самоотдача - тот упрятанный проход в мир духа, то, что отличает того, кто дойдет до конца от того, кто будет вечно путаться в собственных заблуждениях и умозаключениях. И только отдачей себя путем отказа от своих намерений, может человек вступить в роль настоящего ученика.
      Отдача себя своему гуру, отдача своего самоуправление в руки Бабаджи стало исключительно важным и сложным вопросом для меня. В связи с этим у меня возникло много вопросов. Чтобы убедиться в целесообразности этого шага, мне нужно было объективно рассмотреть свое положение. Решить - не становлюсь ли я жертвой в руках шарлатана, который умеет манипулировать психикой доверчивых людей? Могу ли я довериться этому учителю так глубоко, что смогу ему отдать полное право распоряжаться всей своей дальнейшей жизнью? Как, и по каким меркам я могу проверить его? Как узнать его божественные свойства, убедиться в том, что он способен вести меня до конца? Что нужно чтобы убедиться в нем так, чтобы не оставалось ни малейшего сомнения в его желании помочь мне достичь своей духовной цели? В чем заключается отдача себя?
       Вскоре все эти вопросы начали сливаться в один вопрос, который со временем стал устойчивым: Кто ты, Бабаджи? Бог или человек? Просветленный или просто какой-то садху. Мне стало необходимо разобраться в этом, понять кто он на самом деле. Каждый день во время даршана я на него пристально смотрел, каждое его движение изучал, каждое слово запоминал, но не видел чего-либо конкретного, что могло бы ответить на мой вопрос. Бабаджи становился для меня все более загадочным и неуловимым и одновременно как магнит притягивал меня.
       То чего мне не удавалось увидеть глазами, я постепенно начал чувствовать сердцем. Какой-то комок в горле начал растворяться и в голове что-то начало проясняться. На одном даршане, припав к его ногам, я оставил свой вопрос: «Кто ты есть? Дай мне знать, чтобы я мог преодолеть свое недоверие». Приняв свой прасад, я сел как обычно со всеми, чтобы петь баджаны и такая боль душевная меня охватила, что я разревелся.
       Я помню, что рыдал всю ночь горькими слезами. Только на утро начал приходить в себя. Мне было так больно, так тяжело, от того, что я почувствовал. В эту ночь я увидел себя первый раз в жизни таким, какой я есть на самом деле. Я увидел себя - чистого, светлого, одновременно очень мудрого. Увидел себя как ребенка, но почему-то спрятанного за маской того, за кого я себя выдавал. Это светлое существо, без голоса и возможности проявить свои чудотворные свойства, было почти с самого начала в плену моего мнимого я. Мне стало понятно, что этот ребенок - настоящее мое я, и что по стечению обстоятельств мне пришлось уступить свое место тому, который стал тем, кого я разыгрывал.
       Мне было больно за себя, за того, каким я стал, за то, что могло, и должно было быть, но так и не сбылось. Я увидел, что всю мою сознательную жизнь я скрывался за фасадом удачного счастливчика. Эта фальшивая личность создавала для себя видимость взрослого человека, интеллигентного, ответственного и успешного. Как тяжко видеть, что вся моя жизнь была притворством и обманом. Я увидел всю ложь своей жизни. Мне стало жаль себя, за то, что так много лет и так много усилий я потратил на то, чтобы быть тем, кем я не являюсь. Я увидел, что всю свою жизнь призирал того, кого разыгрывал. Но самое обидное было то, что я потратил почти всю жизнь в поисках чего-то духовного и в этих поисках причинил много вреда и боли себе и другим. Если бы с самого начала знал, что то, что я ищу - это самого себя, и что только это может быть целью поисков, то, может быть, не потратил бы столько мучительных лет напрасно.
       Но с другой стороны многие говорили мне: «Найди себя»,  «Войди  внутрь». Но эти слова не имели значения для меня в то время. В тот день я точно узнал, что они говорили правду. Теперь осталось решать для себя, что делать, чтобы выявить свою истинную природу и начать ЖИТЬ!
       Та личность, которую я всю жизнь принимал за свою, была построена на основе того, каким мне надо было быть, чтобы получать от своих родителей внимание, одобрение, любовь и избежать наказания. Только родительское полное принятие своего ребенка и всех его потребностей, а также понимания и принятия тех ступенек развития, которые по природе для него предназначены, составляют чувства любви и защиты для ребенка. Но родители тоже жертвы конформизма. Они хотели такого ребенка, который им бы нравился и прилагали все усилия, чтобы сделать меня таким. В детстве я вел неравную борьбу за право быть самим собой и получать то, что мне нужно для своего развития. Боролся я против родительского непонимания, непринятия, насилия и бесчувственности. В этой неравной борьбе я сдался перед мощным напором, постепенно теряя себя, свои чувства, свою уникальность. Я начал становиться «как все». Забыв о своем божественном происхождении, я стал учить себя подражать и подстраиваться.
       Ребенок, который принужден подстраиваться под требования и родительские условия, чтобы получить внимание и признание, формирует фальшивую личность приемлемую для родителей, а в дальнейшем для общества. Так он отказывается от естественного развития собственной натуральной личности. Эта поверхностная и мнимая личность, которой все живут, лишенная всех внутренних человеческих переживаний, так как она развивалась на основе ожидаемых реакции и соответствующих укрепленных к ней ожидаемых чувств. Он учится с родительского примера тому, какие эмоции положено проявлять при тех или иных обстоятельствах, и применяет их к себе, как будто они есть естественные чувства.
       Всю свою жизнь я страдал от чувства внутренней пустоты. Находился в постоянном ожидании, что жизнь будет богатой глубочайшими внутренними переживаниями, но такой она не становилась и стать не могла. Я был одним из тех, для кого жизнь была переполнена близкими людьми, необычными приключениями и пиковыми переживаниями, и все-таки меня не покидала мысль, что я одинок. В юности, мне еще казалось что вот-вот, за следующим поворотом начнется настоящая жизнь. Но так она и не началась. И к моим тридцати шести годам меня осенила мысль, что она никогда и не состоится, что я проживу всю свою жизнь впустую и останусь пустым.
       В ту ночь, проливая слезы, я понял многое о себе, о своей изуродованной, измученной и никчемной жизни. Понял, что настал рассвет новой жизни. Я знал, что этот маленький беспомощный ребенок, которым я был, требует ухода, защиты и возможности проявить себя. Всю картину в тот момент я еще не видел, но знал, что дальше жить мне с этим взрослым узурпатором невозможно. Этим утром на даршане, это уже не был тот взрослый, недоверчивый, самолюбивый мужчина который упал у ног своего учителя. Это был маленький ребенок, который просил у Бабаджи: «Помоги мне!». Его чистейшее зрение и сердце видело и знало, что Бабаджи есть воплощение любви и что ему можно полностью и навсегда довериться. Тому ребенку, который объявился в ту ночь, было легко увидеть, что Бабаджи важен для него, как глоток воздуха, как вода для умирающего от жажды в пустыне.
       Отдача себя была удивительным неожиданным переворотом, самым важным моментом моей жизни. Тот взрослый «я» никогда бы не смог довериться и отдаться, но этот маленький ребенок увидел, познал и доверился. Бабаджи погладил меня по голове и слезы начали литься заново. Но это были не горькие слезы обиды и одиночества. Это были слезы радости. Это не был тот мнимый «я», который отдавался, а тот ребенок который, после многих лет взаперти, наконец, вышел на свет - он вернулся домой.
       Сколько же жизней это «я» находилось в плену, лишенное голоса, не могу сказать. Знаю только, что с этого момента началась моя настоящая жизнь и что эта взрослая личность начала растворяться как туман при жарком солнце. Она стала излишней, и теперь надо было время, чтобы перестроить свою жизнь, сделать ее устойчивой. Для этого она обратилась за помощью к Бабаджи. «Я пришел, чтобы дать свободу» сказал он, и он сдержал свое слово. Я стал ребенком на руках у матери, прижатый к ее сердцу. Эта мать, которая принимала меня без любых условий, которая меня защищала и радовалась мне.
       Мою дальнейшую жизнь после этого момента я называю моей духовной жизнью. А то, что было до отдачи себя, называю своей позерской жизнью. Та выдуманная личность, которая позирует перед людьми – нереальна. Она проекция страха и не имеет отношения к духовности. Духовная практика это то усилие, которое прилагается к тому, чтобы убрать и растворить свою мнимую личность, взамен ее вырастить и поставить на ее место того, кем я являюсь изначально. А кем я являюсь изначально - это вечный дух, вечное существование.
       Конечно, дух не нуждается в том, чтобы стать чем-то или кем-то, ибо он всегда был и будет тем, кто он есть. Но мой ум и воля нуждались в преобразовании, и под руководством Бабаджи это стало моим стремлением, моей единственной духовной практикой. Говорят, что много путей ведут к освобождению, но человек не в силе установить правильный для себя способ уничтожения своего мнимого «я», ибо он отождествился полностью с ним. Сперва необходимо отделиться от него, стать независимым, а со временем, набравшись сил и опыта, можно его покорить и заставить его служить высшей цели. Желание отдаться привело меня к ногам Бабаджи, а он мне дал все, чтобы одержать победу над своим мнимым я, стать тем, кто я есть изначально.
       Отдача себя не является одноразовым переживанием в момент глубочайшего прозрения или духовного вдохновения. Отдача себя это постоянный отказ от своего личного хотения или нехотения, всех своих привычек, взглядов и убеждений. Мнимая личность - носитель всех человеческих психических и душевных заболеваний, всех пороков. В ней причина войн, бесчеловечности и насилия. Ее всеми силами надо укрощать, подвергать непрерывной и скрупулезной проверке, относиться к ней с крайним недоверием. Очень легко поддаться своей слабости и вернутся обратно к прежнему состоянию и необходимо жестко, упорно и беспощадно искоренять и уничтожать эту тягу.
       Чтобы стать устойчивым состоянием, духовное развитие должно проходить через те же стадии что и любой другой процесс приобретения навыков. Однократный опыт, каким бы он не был глубоким и значительным - не достаточен, чтобы совершить полный переворот в жизни человека. Нужно время и поддержка со стороны, для того чтобы это состояние стало устойчивым. Такой был мой путь с Бабаджи. Следующие несколько лет моей жизни были посвящены тому, чтобы расти и прочно установить свою новую систему самоуправления. Самокритика стала принятием себя. Суета стала внутренним спокойствием. И пришло безоговорочное доверие к Бабаджи, которое вернуло мне мое сердце и освободило меня от тирании моего мнимого «я».
       Самому вести эту борьбу до полной победы, вероятно, никому не удастся, но с образом любимого учителя перед собою и его милостью это не только возможно, но и гарантированно. Это была исцеляющая сила любви, которая со временем растворила страх и заставила эту мнимую личность подчиниться сердцу. Это была милость Божья, которая рассеяла все сомнения и невежество, раскрывая новый мир бытия. Это была радость которая питала и питает новую жизнь. И это истинное знание, которое управляет в дальнейшем всей моей жизнью. Я цитирую опять то, что было написано в предыдущей главе: «Просветление настанет, когда условия, препятствующие этому, убираются».
       Путь с учителем - это путь не легкий, требующий огромных усилий и упорства, постоянного преодоления себя, своих страхов. Это путь, в котором практически все устои жизни приходится пересмотреть и разрушить. Путь духовного прозрения требует беспощадного отношения ко всем своим слабостям и привычкам, чтобы дойти до конца. Не одна сфера человеческой деятельности не требует так много самопожертвования, такого уничтожения самолюбия и отказа от привязанностей как духовная жизнь.
       Но этот путь не требует слепой веры, ибо божественные качества не могут развиваться и проявляться в слабом и легко управляемом человеке. Духовный путь это огонь, который сжигает все на своем пути. Он не терпит слабых, ленивых и малодушных. Это светлый путь, который ставит дух выше разума, знанием покоряет слабость и любовью уничтожает страх. Темнота не держит никого, но мало кто искренно желает прибывать в свете Истины.
       Личность нереализованного человека - это неустойчивое и обусловленное мировоззрение, рычаги управления которого находятся в обществе. Пока человек согласен с тем, чтобы быть управляемым внешним рычагом общественного мнения и религиозными уставами, ему не доступен реальный мир своего нетленного духа. Духовная жизнь начинается с того момента, когда личность отпускает привязанность к внешнему управлению.
       Очень трудно любому человеку отпустить желание быть внешне управляемым, так как это многолетняя привычка, которая началась с раннего детства, дает человеку чувства порядка, безопасности, будущности, личной ценности и участия. А человек, отказавшись от внешнего управления, отказывается также от всех устоев и ценностей связанных с ним. Принимая все, как указание и дар своего учителя он больше не ставит условий и не требует чего-либо для себя.
       Настоящая духовная жизнь, это повесть о том, как человек, которым управлял страх, стал человеком, которым управляет сердце, источник сострадания. Но если кто думает, что путем разных практик - таких как йога, обряды, посты, молитвы, паломничество и т.д., он достигнет духовного совершенства, то он обманывает себя. Эти практики лишь преддуховный настрой, более похожий на разминку. Необходимость в них отпадает, когда вся жизнь становится духовностью. Многие практики на самом деле поддерживают иллюзию, создавая ощущение превосходство ума и знании, и укрепляя контроль эго. Духовное сердце каждого человека окутано мраком иллюзий, которые созданы мнимой личностью. И только то усилие, которое направленно на то, чтобы рассеять мрак, окутавший сердце, является настоящей духовной практикой.       

Кому нечего терять      

Отдача себя также неестественна для своего эго, как и рыбе дышать воздухом. Только отчаянный человек пойдет на этот шаг, зная, что ему уже больше нечего терять. В моих выступлениях я рассказываю следующую историю, чтобы иллюстрировать то, что переживает человек в процессе отдачи себя своему учителю.
       Однажды, на палубе корабля идущего через бесконечный океан, стоял человек. Он наслаждался приятным ветерком и ярким солнцем, которое отражалось и сверкало в тысячах мелких волн. Он думал об одной прелестной женщине, с которой встретился в этом путешествии. Она казалась ему момент прекрасной и желанной. Но в этот момент, из ниоткуда вдруг появилась шальная волна и смыла его с палубы в холодный океан. Очутившись на поверхности, он увидел, как уходит за горизонт его корабль, вскоре исчез и дым от трубы. Ему пришла отчаянная мысль, что он скоро умрет. Его никто не видел, и искать не будут. И тут он увидел бревно, подплыл к нему, зацепился и держался за него с крохотной надеждой на спасение.
        Настала ночь. Бывший пассажир чувствовал, что руки и ноги немеют, что трудно сосредоточить мысли, чтобы продолжать держатся за бревно. Он отдавал себе отчет, что ему осталось считанные минуты жизни, перед тем как он потеряет сознание, и жизнь его закончится. Вдруг в этой кромешной мгле он услышал голос, который ему сказал: «Я вижу тебя, и буду тебе помогать. Отпусти бревно и плыви в любую сторону».
       Он не понимал: это предсмертный бред ума или это действительно голос свыше. В абсолютном мраке он не видел ни фонарей корабля, ни других признаков чьего либо присутствия.
       Обращаясь к голосу, спросил; «Я не вижу, куда мне плыть». Голос в ответ сказал следующее: «Отпусти бревно и плыви в любую сторону, доверяйся мне. Я тебя перенаправлю, если нужно». Теперь он стоял перед ужасным выбором. Если он отпустит бревно и начнет плыть, то маловероятно, что когда-либо его найдут в этой темноте. С силами на исходе он не знал что лучше, продолжать держаться за бревно безо всякой надежды на спасение, зная, что скоро умрет или плыть, как ему подсказывал голос.
       В отчаянии он отпустил бревно и начал плыть. Вскоре он почувствовал прилив сил и теплоты в теле, и он продолжал плыть, не чувствуя усталость. Время от времени голос ему подсказывал: «Плыви немного правее… немного левее… или… остановись, передохни…». Всю ночь он плыл и плыл, все время, прислушиваясь к голосу, который его сопровождал. Когда настала заря, он увидел вдалеке корабль, который приближался к нему».
      
       Эта притча символизирует жизнь человека и его дух, выброшенный в океан жизни в этом теле, в плену ума. Пока ум, под влиянием страха, боится отпустить контроль, он не даст самоуправление в чьи либо руки, даже богу. Отдача себя возможно только когда доверие сильнее, чем страх. Когда больше нечего терять. Тогда мертвая хватка страхов отпускает ум, и он может услышать внутренний голос своего духа и плыть в сторону света, в сторону радости, к своему освобождению.
       Бревно символизирует привязанности. Отпустить все, к чему привязан - первый шаг к целостности. Отпустив свои привязанности, он готов передать управление своему внутреннему голосу и выполнять его указание. Слушая внутренний голос, он набирается сил, уверенности, радости и этим очищает свой ум и делает его пригодным к служению. Дух не может стать иным, чем он есть. Но ум обусловлен и отождествляет себя со своим управляющим. Истину познает тот, чей ум, освободившись от страха и привязанностей, стал единым с духом.
       Эта сказка также иллюстрирует, что доверие приходит не как один из выборов, а когда выбора нет. Пока человек чувствует, что он может по своему усмотрению довериться или может не довериться, он не сможет принять этот шаг. Все свои лучшие намерения и хорошие побуждения сокрушаются перед собственным страхом и тягой к удобству, безопасности, признанию, и т.п. Это великая любовь учителя, которая ставит своего ученика в безвыборное положение, при котором он сможет отпустить самоуправление и уповать на милость его. Так это и было со мной.

 


Возвратиться в разделы:

Эндрю Майкапар

Следующая