Борис КОЛЬЧЕНКО. Цена покаяния Цена покаяния

 
 
 

«Отпусти грехи самому себе,
и ты получишь право простить весь мир».
Эмерсон

 

Мне с детства внушали, что я во всем виновата. Виновата в том, что родилась на этот свет. Виновата, что хочу кушать, что присутствую среди взрослых и мешаю им жить. Нескончаемые придирки не давали покоя ни днем, ни ночью. Я перестала себя любить и радоваться жизни. Чувство вины поселилось в моей душе так глубоко, что я даже думаю уйти из этой жизни, чтобы обрести настоящий покой. Но разве это выход?

В церкви мне тоже говорили, что я должна терпеть и каяться. Я так и делала. Самоотверженно рылась в своем прошлом, выискивая грехи, которые старалась замаливать. Но ничего не помогало. Ни исповеди, ни покаяния. Чем больше я осуждала свои проступки, тем сильнее во мне росла уверенность, что я какая-то неполноценная и не достойна счастья.

Говорят, что завидовать другим людям нехорошо. А я начала завидовать тем, кто, не имея понятия ни о какой духовности, просто живет без угрызений совести. Они сквернословят, пьянствуют, дебоширят, портят жизнь другим людям и при этом чувствуют себя великолепно, уверенно. Они хозяева жизни и свысока смотрят на тех, кто корчится от душевной боли и переживаний.

Интуитивно чувствую, что выход где-то рядом, а моя греховность иллюзорна. Ведь я не совершала никаких преступлений, старюсь быть тихой и незаметной, стараюсь никому не причинять зла. Как мне очиститься от своих недостатков и как, наконец, стать совершенной?

Ирина М.

 

Действительно, никто так изощренно не изводит себя, как люди, вставшие на путь духовного самосовершенствования. Они найдут в себе столько изъянов, что будут носиться с ними до скончания жизни, так и не обретя настоящей радости.

Им кажется, что только Творец совершенен, и куда уж нам до него! Чувство вины разрушает, делает человека неспособным к росту. Это тормоз, на который мы жмем что есть силы, мечтая о движении. И кто-то очень заинтересован в том, чтобы мы оставались на месте, чтобы духовность была показной, призрачной и ничего не меняла в человеке.

Не случайно в последнее время темы «очищений», «покаяний», «прощений» стали модными среди духовно ищущих. Об этом пишут статьи и книги. И народ с радостью кинулся на них, выискивая в себе грехи, чтобы покаяться.

- Разве это плохо? – скажут многие читатели.

Согласен, что освободиться от всего негативного, что в нас есть, – важная задача. Только вот вопрос: а на самом ли деле происходит очищение? И главное, не вредит ли такая борьба с самим собой нашей жизни?

Если гонять пыль из одного угла в другой, ее меньше не станет. Наше сознание устроено так, что чем больше мы муссируем в голове промахи и ошибки, тем больше они дают о себе знать. Мы просто подпитываем энергией чувство вины. Оно начинает расти, расширяться и доминировать в нашем поведении. В итоге мы уверуем в собственное несовершенство и порочность. Мы тащим груз греховности на своих плечах, даже не задумываясь о том, что скинуть его необходимо как можно скорее.

Это как в анекдоте.

Идет старуха по дороге с тяжелым мешком. Ее догоняет мужик на телеге.

- Садись, бабуля, подвезу! - предложил он.

Бабка забралась в подводу, а мешок не снимает.

- Да скинь ты его с себя, - посоветовал мужик.

- Спасибо, милок, что меня хоть подобрал, а мешок-то я уж как-нибудь на себе повезу – лошадке и без того тяжело...

Вот так и мы тащим на себе груз минувших деяний. Отбросить их – вовсе не значит, что они сотрутся из памяти. Что было, то было! И тот проступок, о котором мы сожалеем, уже совершен нами. Но он дал нам определенный опыт, благодаря которому мы можем избрать тот или иной стиль поведения. Можно оправдывать свои действия, а можно осуждать и постоянно винить себя за содеянное, но изменить прошлое мы уже не в силах. Так к чему трать свои силы на бесполезное занятие?

Зациклиться на своей греховности очень легко. Недавно я встретил женщину, которая в юности сделала аборт. Несколько лет после этого она жила спокойно, оправдывая свой поступок тем, что была не замужем, да и материальное положение не позволяло одной растить ребенка. Потом в какой-то книжке прочитала, что аборт – самое настоящее убийство, за него грядет неминуемая расплата. С этого все и началось. Резко поменялся характер, она стала замкнутой, начала ходить в черном одеянии, перестала улыбаться и радоваться. А себя считала преступницей, нарушившей космические законы.

Что есть грех?

В каждой религии есть свои критерии греховности. То, что запрещено в одних странах, приветствуется в других.

Вспоминаю свое путешествие по Индонезии. Однажды заехали в глухую деревеньку на острове Бали. Я попросил водителя остановиться возле магазинчика, чтобы купить минеральной воды. Внутри помещения было прохладно и тихо. Посетителей в это время не было, и не молодая уже продавщица дремала, сидя за прилавком. Увидев меня, она мигом поднялась со скамейки. Я опешил: женщина была по пояс обнаженной.
Однако на ее лице не было ни капли смущения или смятения из-за того, что она не прикрыла свои пышные груди. А ведь еще до поездки меня предупреждали, что спокон веков на этом острове женщины не прикрывают верхнюю часть туловища. Только в последнее время под влиянием извне эта традиция начинает исчезать. А вот показывать свои колени считается на острове большим грехом. До сих пор помню удивленный взгляд той самой пожилой балийки, практикующей топлес, когда я предстал перед ней в шортах выше колен. Мы были взаимно смущены видом друг друга. В итоге оба опустили глаза. Я – оттого что вижу обнаженную женщину. Она – оттого что видит мои обнаженные колени. По христианским канонам мне было грех лицезреть ее прелести, а ее боги тоже запрещали ей смотреть на мои коленки.

По легенде Адам и Ева были безгрешны, но, отведав запретный плод, обнаружили себя греховными, потому что обнажены. Ситуация не изменилась, но зато возникло понятие греха. И этот грех стал тем инструментом, который помогает держать в повиновении неокрепшие души. Он порождает комплекс неполноценности, лишает веры в себя.

Еще в школе нам внушали, что мы должны следовать неким идеалам. В предлагаемом меню были активные строители коммунизма, герои революции, войны, труда. Нам внушали: это люди с большой буквы, и нам стоит брать с них пример. А как быть с нашим собственным предназначением? Неужели наша жизнь ничего не стоит и мы должны быть обыкновенными подражателями? Но времена меняются, меняются и кумиры. Вчера возносили до небес одних, сегодня рукоплещут другим.

Ошо говорил:

«Слово «идеал» кажется мне грязным ругательством. Идеалы сводят с ума. Именно они превратили наш мир в большую психушку.

Идеал означает, что ты не являешься тем, кем должен быть. Он создает напряжение, беспокойство, мучения.

Идеалы неосуществимы – потому они и идеалы. Они доводят тебя до белого каления, сводят с ума. Ты клянешь себя – ведь до идеала не дотянуться. Возникает чувство вины.

В действительности это именно то, чем занимаются священники и политики, - стремятся зародить в тебе вину. Механизм прост. Сначала нарисуй идеал, а вина подключится автоматически. Все чувствуют себя виноватыми. Кажется, что никто не счастлив таким, каков он есть.

Человек, породивший в тебе чувство вины, обретает над тобой власть. Отбрось эту галиматью, которой тебя напичкали, - о вине и о своей греховности. И ты поймешь, что уже идеален – здесь и сейчас!».

Ругать и осуждать себя считается нормальным в нашем обществе. Это приветствуется всеми. А вот если вы начинаете хвалить себя, считать безгрешным, то вас быстренько обвинят в хвастовстве или гордыне. Но именно неуверенность в себе – в том, что нам неподвластно многое в этой жизни, – является причиной, что большинство людей не могут воспользоваться заложенным в них потенциалом. Не использовать этот потенциал и есть настоящий грех.

Те, кто постоянно носит в себе чувство вины и греховности, живут в негативе. Они полны яда, который убивает их и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Этот яд разрушает душу, отделяет нас от божественных энергий. О каком созидании может идти речь в таком случае? Только о разрушении.

Современный американский писатель Джон Брэдшоу в своем бестселлере «Возвращение домой» обеспокоен тем, что нам изначально внедряется чувство неполноценности и ущербности. Имя этому пороку – ядовитый стыд. От его имени идет повествование в следующей цитате:

«Я уже был, когда совершалось твое зачатие в адреналине стыда твоей матери.

Ты ощущал меня в водах, омывающих тебя в ее чреве.

Я впитался в тебя до того, как ты заговорил, до того, как ты научился понимать, до того, как ты обрел пути к знанию.

Я навалился на тебя, когда ты учился ходить, когда ты был открыт и беззащитен, уязвим и нуждался в помощи.

Я поработил твою душу, пронзив ее до самой сердцевины.

Я вселил в тебя чувство собственной порочности, испорченности и уродства, породил в тебе недоверие и сомнения.

Благодаря мне ты познал свою глупость, никчемность, ничтожность и неполноценность, ощутил, что ты не такой, как все.

Я сказал тебе, что с тобой что-то не так, осквернил веру в твою божественную природу.

Я внутренний голос, нашептывающий слова осуждения.

Я внутренняя дрожь, пронизывающая тебя, в то время как разум к этому не готов.

Я живу, скрытый в бездонных, сырых и мрачных пучинах твоей депрессии и отчаянья. Всякий раз я подкрадываюсь к тебе, застаю тебя врасплох и проникаю через черный ход нежданный, непрошеный.

Я порожден насмешками и пренебрежением, оскорблениями и насилием – бездушными системами, толкающими к идеальности.

Мое могущество создано ужасающей силой родительского гнева, жестокими колкостями братьев и сестер, унизительными издевками сверстников, твоим неуклюжим отражением в зеркале, обидными и пугающими прикосновениями, толчками, шлепками и щипками, рвущими на части твою веру в людей и доверие к миру.

Я многократно умножен праведным осуждением религиозных фанатиков, школьными страхами и перемалывающим личность процессом обучения, лицемерием политиков, стыдом всех поколений, создавших твою уродливую семейную систему.

Я несу боль, которая никогда тебя не оставит.

Я охотник, крадущийся за тобой ночью и днем, всегда и везде. Для меня нет границ. Ты пытаешься спрятаться от меня, но не можешь, потому, что я живу в тебе. Из-за меня ты ощущаешь отчаянье и безнадежность. Это я убеждаю тебя, что выхода нет.

Боль от меня столь невыносима, что ты должен изливать ее на других через жесткий контроль, презрение, злую критику, упреки, зависть, осуждение, власть и ярость.

Боль от меня так сильна, что ты вынужден онеметь, чтобы больше не чувствовать меня.

Я искажаю то, что есть ты, превращая тебя в то, что ты делаешь и имеешь.

Я убиваю твою душу, а ты передаешь меня другим поколениям.

ИМЯ МНЕ – ЯДОВИТЫЙ СТЫД».

 

Укоренившееся в недрах подсознания чувство ядовитого стыда необходимо отбросить без всякого сожаления. Самое что ни на есть нормальное состояние – позитивное: чистое, светлое, радостное, возвышенное, наполненное любовью ко всему, что есть во Вселенной, а не только к Творцу, из которого сделали пугало.

Бог и человек едины, так как в каждом из нас заложенное божественное себя – совершенное и безгрешное. Разглядеть и почувствовать его в себе – значит наполнить его энергией и жизнью. Именно это и является смыслом человеческого существования.

Те, кто постоянно осуждают себя, несут тяжкое бремя. Им никогда не подняться до высот, которых достигают люди, относящиеся ко всему с легкостью и юмором: к своим ошибкам и промахам, к своим достижениям и удачам. Каждый наш поступок дает нам определенный опыт. И мы должны быть благодарны судьбе. Она учит нас быть настоящими творцами собственной жизни.

Борис КОЛЬЧЕНКО

 


Перейти:

На главную

Творчество

Список публикаций автора

Яндекс.Метрика