Борис КОЛЬЧЕНКО.Путешествие по Индии. За семью печатями.

 

 

 

Индия хранит много тайн. Есть такие, которые можно раскрыть.

Но ничто не заставит индийцев поведать о том, что скрывается за дверью их дома.

Семейные отношения – абсолютный секрет для чужих.

 

 

На дорогах Индии скучать не приходится.  Иногда кажется, что вся страна куда-то едет, перемещается с места на место – с многочисленными детьми, домашними животными, сумками и прочим скарбом. Однако в этой повседневной суете не чувствуется напряжения, тем более недовольства. На лицах пассажиров спокойствие, доброжелательность, веселье.

Я был единственным иностранцем в автобусе. И меня это вполне устраивало. Хотелось как можно больше узнать о том, как живут люди, об их обычаях, традициях и нравах. Трястись по пыльным дорогам в жестком автобусе предстояло около 12 часов. «Хорошо, если соседи попадутся разговорчивые», - подумал я. И в ту же секунду рядом со мной примостился бородатый парень лет 30. Он сразу же представился, причем, что меня больше всего удивило, по-русски:

- Меня зовут Радми. Я врач. Несколько лет изучал медицину в Москве, а сейчас живу и практикую в Харедваре. А ты куда едешь?

- В ашрам Бабаджи.

- О, знаю такое место! Это надо через Халдвани. Я как раз туда еду к брату на свадьбу. Хочешь посмотреть, как женятся в Индии? Мы успеваем к главной церемонии.

Пока мы ехали, Радми всю дорогу рассказывал о свадебных обычаях и традициях своей страны. К концу путешествия я был неплохо информирован о том, что нужно делать, чтобы обрести суженого или суженую. Хотя и без того знал, что Индия – консервативная страна, где придерживаются древних обычаев, все же был искренне удивлен, с каким упорством люди все также продолжают следовать им.

   

Оказывается, браки здесь заключаются не с взаимного согласия влюбленных, а целиком и полностью зависят от решения  родителей жениха. Именно они через сваху подыскивают для сына спутницу жизни. При этом первостепенное значение имеет принадлежность к своей касте. О том, чтобы женить сына на девушке из низшей касты, в большинстве случаев не может быть и речи.

 

 

- И в этом есть величайший смысл, – убеждал меня Радми. – Не думай, что это всего лишь пережиток прошлого. Каждый человек, находясь в определенной среде, с самого рождения впитывает в себя тот или иной образ жизни. Нищий, попадая во дворец, так и будет придерживаться своей психологии. Стоит огромных усилий, чтобы перевоспитать его. Конечно, со временем его ментальность может измениться. Но, скорее всего, он так и не сумеет расстаться с привычными установками, начнет диктовать свои понятия.

Несколько лет назад один мой родственник влюбился в девушку из низшего сословия. Да, она была привлекательной, можно даже сказать, красавицей. Но отношения не сложились. Его интересы были для избранницы чужды. Каждый раз приходилось спорить с ней, доказывать свою правоту. Вот он и не выдержал такого давления, развелся.

Кастовость существует не только в Индии. Когда я был в  России, то мне сразу же бросилось в глаза вот что. У вас стремительно происходит расслоение общества на бедных и богатых, богему и обывателей. Энергетически они являются совершенно разными людьми. Так зачем смешивать их в одно целое?

- Ну а если парень и девушка полюбили друг друга?

- Конечно, любовь – это важное условие для того, чтобы быть вместе. Но для этого надо, прежде всего, уметь любить. А все ли это могут? Ведь очень часто за любовь принимают простое физическое влечение к противоположному полу. Оно в скором времени затихает и наступает прозрение. Любовь – это искусство, и ему надо учиться точно так же, как математике, физике, астрономии…

- А индийские фильмы, которые столь популярны в России, свидетельствуют об обратном. Там сплошь и рядом сюжет Золушки. Бедная несчастная девушка обретает счастье в семье какого-нибудь раджи.

- Кино и должно будоражить чувства и умы людей. Но такие ситуации в нашей стране – из ряда вон выходящие. Их единицы, я же имею в виду всеобщую тенденцию. А если уж говорить про индийские фильмы, то и там чаще всего есть тайна Золушки – это когда-то попавшая в стесненные обстоятельства принцесса.

- А вот в России, да и в других европейских странах, родители считаются в первую очередь с выбором, который делают их дети сами.

- Не думайте, что цель родителей в Индии состоит в том, чтобы навредить своим детям. Как никто другой, они заинтересованы в том, чтобы дети были счастливы, а их семья была крепкой. Они вовсе не злодеи, заставляющие жить с теми, кого ненавидишь. И мнение сына играет в этом деле не последнюю роль. В конце концов, он и сам может подсказать, кого бы хотел видеть своей подругой. Насильно избранников не навязывают. Вернее, бывают подобные случаи, но крайне редко. Старшее поколение обладает опытом. И свои знания в этом деле передают молодым. Ведь в целом юноши и девушки больше реагируют на внешность, которая иной раз обманчива. И манеры поведения тоже могут ввести в заблуждение. Девушка только с виду может казаться  приятной и обходительной, а свой истинный характер во всей своей красе обычно проявляет потом.

- А как же узнать, какая жена из нее получится?

- Прежде чем делать кому-то предложение, родители обращаются к астрологу. Этой науке у нас свято доверяют. Опытный астролог расскажет о человеке много такого, что скрыто от всех. Он сверяет гороскопы рождения будущих супругов на их совместимость. Если звезды благоприятствуют союзу, то так тому и быть. А уж если звездочеты говорят о том, что брак породит сплошные проблемы, то будьте уверены: никто не станет рисковать будущим и настаивать на свадьбе. Ну разве что мазохисты или самоубийцы. Астрологи дадут добро не только на совместную жизнь, но и назначат день свадьбы. К этому относятся так же серьезно, как и ко всему остальному. Бывают дни хорошие для заключения брачных союзов, бывают неблагоприятные, но чаще всего – нейтральные. И если вам невтерпеж, то можете, ничем не рискуя, жениться в такие дни. Однако лучше всего дождаться благоприятного периода, когда светила и планеты по-настоящему благосклонны к любви и браку. В такой день на улицах городов обычно бывает нечто невообразимое.

 

 

 

- И что, сегодня именно такой день? – спросил я.

-  Да, вполне подходящий, хотя и не самый выдающийся. А вот два года назад мне посчастливилось быть в Дели и своими глазами увидеть столичный свадебный ажиотаж. Астрологи предсказали, что те, кто женится в тот день, будет всю оставшуюся жизнь пребывать в блаженстве и роскоши. Так в городе в течение суток сыграли аж 14 тысяч свадеб! Веселью не было конца и края. Торговцы цветов, музыканты, служители храмов заработали целые состояния на проведении церемоний. Они едва успевали бегать от одной процессии к другой. Просто сбились с ног в этой суматохе. Со светилами трудно спорить. Поэтому большинство индусов предпочитает находить себе пару благоприятную по всем параметрам: астрологической совместимости,  по материальному и  социальному положению, ну и, конечно же, не последнюю роль играет внешность невесты.

Хотя, если природа не наделила девушку изысканной красотой, на помощь приходит косметика. В Индии знают в ней толк. Выбор настолько богатый, что глаза разбегаются, глядя на горы с разноцветными красками на рынках. Причем вся косметика натуральная и безвредная, и даже лечебная. В аптеках в отделе аюрведической медицины продают карандаши для бровей и ресниц. Они годятся не только для того, чтобы наводить красоту, но выращивают ресницы, а также, как выяснилось, снимают напряжение глаз при работе с компьютерами. Про украшения и говорить не приходится. Тут вам и браслеты на руки, на ноги, на шею, на нос. Золотые серьги, перстни, ожерелья с драгоценными и полудрагоценными камнями.

- А родители невесты играют какую-то роль в предстоящем событии?

- Конечно же, играют. Они, в конце концов, могут и отказать жениху. Но инициатива обязательно исходит со стороны жениха. И если две семьи пришли к взаимному согласию, начинают думать о свадьбе. Невесту готовят особенно трепетно. Ее моют в ароматической ванне, умащивают маслами, раскрашивают. В течение нескольких дней ей предстоит участвовать во множестве обрядов.

И на каждый должен быть соответствующий наряд. Из парчи, расшитой золотом, из шелка. Причем каждый раз расцветка должна быть разной. На проведение свадьбы тратятся огромные деньги. Зато и веселье получается на славу. Впрочем,  не буду утомлять рассказами, все увидишь сам.

  •  * * *

Были сумерки, когда наш автобус въехал в Халдвани. Неожиданно мой попутчик велел водителю остановится. Схватив свои вещи, мы выскочили из машины и оказались в центре шествующей свадебной процессии.

- Ну вот и успели, – сказал Радми. – Это только начало церемонии, которая называется «Барат». Сейчас все идут из дома жениха к дому невесты. Расстояние между ними небольшое – около километра. Но шествие не ищет коротких путей. Оно будет петлять по разным улочкам-закоулочкам, привлекая к себе всеобщее внимание.

Многие из прохожих останавливались и также пускались в пляс под оглушающие звуки труб и барабанов, издаваемых оркестрантами в ярких мундирах.

Жених в нарядном одеянии и золоченом тюрбане на голове гордо восседал на коне. Лицо его было вымазано краской и просто светилось от счастья. За ним двигались многочисленные друзья, которые то и дело взрывали петарды и что-то кричали что-то непонятное, но явно мотивирующее на радость и веселье.

- Это будет продолжаться не один час. Так что есть время обустроиться в приличной гостинице, ­– посоветовал Радми. – Их тут  много, но я хочу порекомендовать вон ту.

Радми махнул рукой на здание с привлекающей вывеской «Нирвана».

Мы отделились от веселящейся толпы и направились к гостинице. Несмотря на родственные отношения, Радми и мне пришлось соблюсти определенные формальности при заселении. Заполнив формы в толстой «амбарной книге» и отксерокопировав паспорта, нам торжественно вручили ключи от комнат.

Через полчаса мы вновь были на улице. Свадебное шествие удалилось от нас не так далеко. Мы присоединились к нему в тот самый момент, когда приближались к дому невесты. Перегородив часть улицы, устроители свадьбы соорудили некое подобие храма под обычным тентом. Гирлянды из душистых цветов и лампочек подчеркивали торжественность происходящего. 

И вот наконец наступает самый важный момент. Четверо носильщиков вносят деревянный паланкин, на котором восседает невеста в богатом сари. Семь раз ее обносят вокруг жениха, стоящего на камне, словно на пьедестале, затем останавливаются. Ведущий просит жениха и невесту взглянуть друг другу в глаза. Церемония первого взгляда сопровождается песнопением и осыпанием молодых желтой краской.

 

 

Желтый цвет считается символом верности и ассоциируется с солнцем. Поэтому ритуал восхваления желтого цвета также считается одним из самых важных. И в одежде, и в украшениях жениха и невесты присутствие желтого цвета в этот день обязательно.

После этого отец жениха начинает громко перечислять имена своих предков, как бы призывая их в свидетели того, что их род продолжается. И только после этого появляется священнослужитель. Он ведет молодых к специально сооруженному для этой церемонии алтарю с изображением индуистских богов и приступает к освящению  союза. Прочитав на санскрите свадебную молитву, он соединяет руки молодых гирляндой цветов и выслушивает клятвы верности друг другу. Теперь можно считать, что рождение новой семьи состоялось.

Жениха и невесту сажают на трон, и они начинают принимать поздравления от родственников, друзей, знакомых. А в паузах песни, танцы, огненные фейерверки. И так почти до самого утра.

Это всего лишь один день свадьбы. А она обычно длится не меньше недели. Из дома невесты праздник перемещается в дом родителей жениха. А там предстоит прохождение через другие церемонии, не менее красочные и торжественные.

 

 

Например, прежде чем войти в дом  жениха, невеста должна окунуть свои ноги в тазик с горячим молоком, который для этого ставят на пороге дома. Если молодая жена выдержит это испытание без крика и причитаний, то будет хорошей хозяйкой.

О пышности и богатстве индийских свадеб хорошо знают в Европе, Америке и других странах, где нет такого разнообразия ритуалов. Потому нередко пресыщенные отпрыски с Запада отправляются в далекую страну, чтобы «венчаться по-индусски».

К этому здесь относятся вполне терпимо. И за определенную таксу вам организуют свадебную церемонию по всем правилам – с браминами, с необходимыми атрибутами и украшениями, ну и, конечно же, с гостями. Однако это вовсе не означает, что вам позволят вносить свои правила в чужую игру. Тут действуют строгие законы, нарушать которые никому не дозволено. Порицаются поцелуи в храме.

Недавно одна центральная газета Индии писала о том, что одна супружеская пара из Израиля была оштрафована за то, что они поцеловались на собственной свадьбе. Суд признал их виновными в непристойном поведении и  приговорил к штрафу в 1000 рупий. А чуть  ранее в городе Пушкар (штат Раджастан)  другая супружеская пара из Америки решила устроить себе традиционную индуистскую церемонию бракосочетания. В этом городе расположен знаменитый храм Брахмы, индуистского бога-творца, который пользуется популярность у иностранных туристов. Однако когда во время церемонии они начали целоваться и обниматься, священник, читавший в этом время ведические строки, пришел в ужас. Он прервал церемонию и вызвал полицию. И вместо праздничного банкета молодоженам пришлось проводить время в суде.

В общем, чисто формальное следование восточным ритуалам для людей с западным складом ума – всего лишь дань оригинальности. Сокровенную основу, которая вложена в свадебную церемонию, приезжие плохо понимают.

Зато для индийцев каждый миг процесса, каждый жест свадебной церемонии понятен и естествен. Они в своей стихии, и нужно нечто глубинное, чтобы с легкостью постигнуть смысл происходящего. Словом, следует родиться на земле Индии.

В индийских фильмах свадьба часто бывает финалом любовной истории, апогеем высоких чувств и мужества главных героев, вынесших немало горя, прежде чем прийти к счастью. В жизни все по-другому.

Свадьба не финал, а старт любовных отношений. Все страсти впереди, да и сексуальные отношения только начнутся. А как проявит себя каждый супруг в браке, это, скорее, не вопрос, а ответ. Ведь у них есть такая брачно-сексуальная инструкция, как «Камасутра» - книга тайн интимной сферы.

«Камасутра» изобретение чисто индийское. В этом трактате дается множество советов на все случаи интимной жизни. И если парень или девушка не знают основ «Камасутры», это не признак их невинности или неискушенности, а повод для того, чтобы обвинить их в невежестве. Люди будут вправе сказать: «А для чего же вы тогда решили пожениться, если не знаете, что делать после свадьбы?».

Впрочем, «Камасутра» - это тема особого разговора. Про культ этой назидательной книги, а также о Храмах Любви Коджурахо расскажу в следующем своем повествовании об Индии.

Борис КОЛЬЧЕНКО

 

 


Перейти:

На главную

Творчество

Список публикаций автора
Яндекс.Метрика