Марина БОНДАРЕНКО.

"Игры" в стеклышки

 

На первом месте по силе эмоционального воздействия на зрителя стоит цвет.

Даже если вы видели человека всего несколько секунд, первое,

что вы запомните, - это то, какого цвета была на нем одежда.

 

 

 

Вы знаете, что цвет способен творить чудеса?

Вот вспомните, как играли в детстве в «стеклышки». Подносили к одному глазу, зажмуривая второй, например, синюю склянку - и мир становился строгим, серьезным, немного печальным. Красное и розовое стекло делало все праздничным, веселым, даже если день был пасмурным.

Когда-то цвета считались чуть ли не сутью божественной палитры, но физики-оптики во главе с И. Ньютоном доказали, что цвет – это лишь ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины.

Очень и очень давно, еще на заре человечества, появился первый художник, который научился использовать природную краску. Позже, когда живописное искусство уже вовсю развивалось, начали появляться многочисленные теории о цвете, которые позднее оформились в науку – психологию цвета. Все началось с трех красок.

 

Три реки одного Бога

Несмотря на то, что век цивилизации для нас наступил давно, для кого-то он, возможно, не наступит никогда. По сей день существуют племена, живущие в первобытном строе. И это дает возможность современным ученым изучать их для того, чтобы узнать и понять собственную историю.

Английский этнограф В. Тернер поехал в Африку, чтобы понаблюдать за обрядами и ритуалами племени ндембу. В результате появился труд, который может служить «свидетельством» того, какие же цвета для первобытных людей были самыми главными и что они обозначали.

Оказывается, наиболее важными цветами первобытного человека были и есть ТРИ цвета - белый, черный и красный.

Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога. Они говорят, что белый цвет для них – БЛАГО: источник сил и здоровья, чистота, безбедность, отсутствие неудач, слез, смерти, главенство или власть, встреча с духами предков, жизнь, здоровье, зачатие или рождение ребенка, щедрость, дружелюбие, символ бытия, мира, жизни.

Интересна роль белого в ритуале похорон, ведь он не являлся траурным цветом. Первобытные люди представляют жизнь как последовательность рождений и смертей. Умерший не считается окончательно ушедшим в небытие.

Он воплощается во вновь родившемся члене племени или же становится духом, божеством. Поэтому раскрашивание покойника белой краской указывает на новую жизнь.

А еще белый цвет - защита от сглаза и порчи. Злые силы не могут нанести вред человеку, животному или жилищу, если они помечены белой краской.

Ученые предположили, что истоки символики белого цвета идут от двух важнейших жидкостей человеческого организма - семенной и молочной, которые считались древними людьми священными, так как они лежат в основе жизни человека. Кроме этого, белый - свет, день, когда человек наиболее активен и воспринимает окружающее ясно и отчетливо.

Самое негативное выражает черный цвет. Это - отсутствие сознания, сон, подобный смерти, цвет пепелища, распада. Черная река - река смерти и забвения. Злые силы располагают черным цветом. В отличие от «белой» «черная магия» обращается к силам зла и приводит человека к гибели и проклятию. Черный тоже использовали для защиты от сглаза и порчи, но смысл защиты другой - носитель черного не обладает ничем, что могло бы быть достойным зависти. Поэтому на лица новорожденных наносили черные точки, чернили животных и дома.

Красный выражает «красные вещи», которые сделаны из крови или красной глины. Все они обладают мощью, ведь кровь - сила, без нее человек умирает.

Поэтому красную краску использовали как магическое средство. Например, наносили новорожденному красные точки на голову и половые органы, для того чтобы он рос здоровым и сильным. А рисунок красной руки перед входом в первобытную пещеру служил для отпугивания злых демонов. Раскрашивание красной краской лиц воинов придавало им храбрость и устрашало врагов. Но главное, красный это лечебный цвет, способный заживлять раны и возвращать здоровье. С этой целью к пораженным участкам тела прикладывались красные тряпки или глина.

В сочетании с белым цветом красный составляет «жизнеутверждающую пару», символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство.

Что известно посвященным

В Индии с древности существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цвете считаются эзотерическими, и в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках литературы. Вот что об этом говорится в произведении Чхандогья Упанишаде:

«Красный цвет огня - цвет первоогня, белый цвет огня - цвет первичных вод, черный цвет огня - цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что обычно зовется огнем, видоизменение - это лишь имя, и только три цвета истинны». Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен. Так, съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая, темная часть (черный) становится калом; средняя часть превращается в плоть (красный); и, наконец, наиболее легкая часть становится мыслью (белый). То же верно и в отношении выпитой воды, распадающейся в организме человека на три части: мочу (черный), кровь (красный) и прану (белый).

В произведении Санкхьякарике Ишваракришны три основных цвета соответствуют трем гунам или «нитям существования мира» - саттве, раджасу и тамасу. Гуна саттва означает «бытие», ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность. Вторая гуна - раджас (красный) представляет собой активное начало, порождающее карму. Третья гуна - тамас (черный) может быть понята как состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии.

Основа основ для индийцев - солнце (Брахман, главная веда и высшее божество) не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их. Отсюда существует понятие «невидимого света», «черного солнца» и др.

Более низкие по рангу божества имеют свой цвет (Махабхарата). Цвет богини любви - белый, смерти (Кали) - черный и синий, богини материнства - красный, так как она связана с принципом творения, активности, который выражается красным цветом. В целом добрые боги и силы обозначались белым цветом, а злые – черным или сочетанием черного и красного.

Атрибуты мистических сил

Менялись эпохи, а вместе с ними менялись значения цвета – цветовая символика следовала вслед за меняющимся временем.

С распространением христианства цвет постепенно перестают отождествлять с Богом и мистическими силами. Он становится качеством.

Ведь Бог «сотворил» мир, в том числе и цвет (свет). Средневековые богословы говорили о том, что цвета могут быть и обманными (от сатаны), и отождествление их с Богом представляет собой заблуждение.
Только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах – в белых одеждах. И даже белый саван означает переход в иной, «лучший» мир.

Красный теперь символизирует кровь Христа, пролитую ради спасения людей. Черный остается цветом зла, греха, дьявола и ада, а также смерти. Отсюда смысл цвета монашества - ритуальной смерти, смерти для мира. Появились значения и других цветов. Например, коричневый и серый - цвета простолюдинов. Они означали безнадежность, убогость, нищету.

Алхимики же относились к цвету как к магическому средству. Они делили цвета на «высшие» и «низшие». «Высшие» символизировали три стадии «Великого Превращения»:

первичную материю (черный), ртуть (белый) и серу (красный). Результатом «Великого Превращения» должно было стать создание золота (желтый цвет).

Идеи цвета

Пришел век капитализма, и цвет во многом потерял свои мистические ассоциации.

Эпоха Возрождения – взлет философской мысли. Метафизики, например, придумали свою концепцию цвета, по которой свет они трактовали как духовную субстанцию, а темнота символизировала косную материю.

Марсилио Фичино, флорентийский католический священник, ставший одним из наиболее влиятельных мыслителей среди современников, придумал определение «идеи цвета». Каждый цвет в его систематике символизировал какую-либо стихию или силу. Например, черный - материя, коричневый - земля, синий - воздух, белый - духовный свет, а блеск и сияние - Бог.

Живописец из круга миланской школы, поэт и историограф Леонардо Джан Паоло Ломаццо, ставший одним из первых художников-теоретиков, связывал цвета со свойствами человеческой души. Белому цвету соответствует флегматический темперамент, черному — меланхолический, красному - сангвинический, а желтому — холерический. Он считал белый самым холодным, а черный — самым теплым цветом. Кроме того, Ломаццо утверждал, что огненно-красные, пламенные тона возвышают душу, остры для зрения, желтые и золотые дают радость и веселье, цвета зеленые, сапфировые, светло-красные возбуждают приятность.

Цвет, спускаясь с «горних» высот, начинает все больше становиться символом человека, его чувств, мыслей и отношений.

 

Что выше поэзии

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте

XVIII век можно принять за точку отсчета нового учения о цвете - психологии цвета, возникновение которого связано с именем великого поэта Германии Й.В.Гете («Учение о цвете»). Он ценил эту работу выше своего поэтического дарования.

Так вот, Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала оказывает известное воздействие... на душевное настроение», «отдельные цвета вызывают особые душевные состояния».

По его теории цвета делятся на «положительные» - желтый, красно-желтый и создают бодрое, живое, деятельное настроение, и «отрицательные» - синий, красно-синий и сине-красный, создающие неспокойное, мягкое и тоскливое настроение. Зеленый он относил к «нейтральным». О пурпуре Гете говорил, что это любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда».

Любовь к яркому и пестрому Гете считает характерным для дикарей, «некультурных» народов и детей. У образованных людей, напротив, существует некоторое «отвращение» к ярким цветам. Цвет одежды Гете связывает с характером нации. Живые, бойкие нации больше любят усиленные яркие цвета. Умеренные - соломенный и красно-желтый, с которыми они носят темно-синий. Нации, стремящиеся показать свое достоинство, - красный с уклонением в пассивную сторону.

Чего только не ставили великому Гете в вину! И «художественный» метод, и субъективизм. Но великому немецкому поэту удалось-таки доказать, что метафора «светоносной души человека» имеет право на существование. И что между цветом и психикой человека существует очень тонкая взаимосвязь.

Символ крови павших бойцов

Казалось бы, что в ХХ веке трудно ожидать появления у цветов новых значений. Но неожиданно цвет становится символом общественно-политической жизни. И теперь красный цвет - символ крови павших борцов за освобождение пролетариата. Его первобытная магическая сила вырвалась на свободу в 1917 году. Цвет стал именем нарицательным - «пролетарский красный». Так начались годы лжи для тех, кто жил тогда, и тех, кто будет жить позже. Пурпур вовсе не стал достоянием массовости в правлении, а, как прежде трактовал его Гете, «выражал серьезность и величие» прорабов революции.

Вместе с красным теперь тесно соседствует и черный - цвет знамени анархистов, кожаных курток комиссаров и сотрудников ЧК. Черный приобретает смысл революционного фанатизма и ужаса перед репрессиями государственной власти. Черный с красным - цвета «красного» террора.

И, как в древности, им противостоит белый цвет - сердцевина «белого движения». Противопоставление красного и белого символизирует гражданскую войну в России. Распад этой цветовой пары, выражающей все наиболее лучшее и ценное в жизни людей, выражает собою разрушение основ, дисгармонию, наступление хаоса и сил зла.

По странному стечению обстоятельств, красная пятиконечная звезда сравнительно редко встречающаяся в русской традиционной культуре, после 1917 г. стала главным символом страны. Как это произошло? История говорит, что формально это дело рук Троцкого, который, будучи членом ложи «Великого Востока» и автором большой, но утерянной им во время революционных авантюр, монографии по масонству, сознательно предложил эту эмблему большевикам, прекрасно отдавая себе отчет в ее эзотерическом смысле.

«Красный» террор, ввергший страну в страшные бедствия, сменился страшной войной. Цветом фашизма мы считаем цвет смерти – черный. Но это не совсем так. Изощренные политики придумали нечто.

По свидетельству Конрада Хайдена, биографа Гитлера, новое красное знамя с черной свастикой на белом диске было развернуто в первый раз рядом с ним на публичном выступлении в 1921 году. Эффект был столь ошеломляющим, что даже сам Гитлер был приятно удивлен. В 1923 г. на съезде нацистов будущий фюрер так объяснил значение партийного флага: белый круг на красном фоне — символ национальной чистоты и силы, черная свастика — призыв к беспощадной борьбе с коммунистами и евреями.

Триада вечна?

Вот так, цвета. Всего лишь цвета. А сколько горя, страданий, но вместе с тем радости, вдохновения и счастья они приносит людям!

Думаю, что живущим сегодня и творящим новую современную историю XXI века необходимо знать об этом прошлом и о том, что Его Величество Цвет вызывает весьма серьезные определенные и специфические изменения в психическом мире человека, а интерпретация цветовой палитры порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами. Триада цветов белый, красный и черный остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет лишается всех своих внешних предметных ассоциаций, зависящих от политики правящих, от культурных традиций, опыта, и того, что мы сами называем смыслом собственной жизни.

Цвет – это не фикция. Как писал В.Ван Гог, «краски сами по себе что-то выражают». Иными словами, цвет - не «чистая доска», на которую человек волен записать все, что ему вздумается.

Чудеса в цветной одежде

 

Никто уже не сомневается, что правильное использование цвета - это сила, способная укрепить и исцелить как нервную систему, так и внутренние органы, а также значительно повысить иммунитет человека, поднять настроение. То есть цвет способен творить настоящие чудеса!

Хочется поделиться несколькими секретами.

Ожидаете появления ребенка? Подарите будущей маме оранжевую или малиновую одежду. Ученым известно, что оранжевый укрепляет жизненные силы матери и ребенка, а малиновый помогает уберечь еще не рожденное дитя от неблагоприятных внешних воздействий.

Друг готовится к серьезному выступлению? Ему пригодится в качестве дополнения к костюму деталь бирюзового цвета, например шарф или платок. Бирюзовый сделает выступление более выразительным.

Дочери предстоит экзамен? Подарите ей что-то желтое - этот цвет подходит для ситуации, когда требуется ясность ума, внимательность и быстрота реакций.

Малыш тяжело переносит дождливую погоду? Оденьте его в светлые, радостные цвета и обуйте в красные сапожки.

Знакомая обгорела на пляже? Посочувствуйте и подарите ей футболку бирюзового или персикового цвета - это поможет умерить зуд и избежать шелушения.

У мамы зябнут ноги? Знайте, что ничто их не согреет лучше, чем красные носки или стельки. Вспомните о первобытных людях. Они уже знали, что красный цвет - это энергия, которая распространяется как волны определенной длины и воспринимается нами через глаза и кожу. Это цвет, который действительно уберегает от холода и дает жизненную энергию.

У сослуживца бронхит и кашель? Подарите ему шарф лимонного цвета - он поможет очистить горло и бронхи от слизи. При сухом, «лающем» кашле будет полезен пурпурное кашне.

Взбалмошная подруга наделала глупостей? В этом случае психологи советуют добавить в ее гардероб одежду серых цветов - серый усиливает критичность ума и рассудочность.

Соседку мучает частое повышение давления, а она любит носить желтые и красные цвета? Посоветуйте ей поменять гардероб, накупив одежды зеленых и синих тонов. Давление снизится.

Вы идете на свидание к юноше и мечтаете его очаровать? Нет ничего лучше, чем подарить себе к этому дню что-нибудь розовое. Этот цвет означает романтичность, доброту, любовь, страстность. Чем он бледнее, тем сильнее выражение любви. Вызывает чувство комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе.

Вы влюблены, а девушка пока не верит вам? Придите на свидание в белом. Положительный результат гарантируется. Потому что белый цвет всегда вдохновляет, помогает убрать скованность, а главное – зачаровывает. Белый цвет в одежде означает начало. И «белый рыцарь» - символ спасения. А если к тому же он еще и на белом коне…

Вот видите, цвет, действительно способен творить чудеса.

Как вы думаете, почему тот, кто придумал Деда Мороза, обрядил его в одежду красного с белым цветов? Думаю, на этот вопрос можно ответить самим.

Марина БОНДАРЕНКО

 

 

 

Наверх

На главную Творчество Список публикаций автора

Расскажите о творчестве Марины Бондаренко своим друзьям и знакомым! Предложите им подписаться на нашу электронную газету!

 

 

 

Яндекс.Метрика