Скорая помощь для души. Раздел ведет психолог Марина БОНДАРЕНКО. Храбрость застенчивых.

Скорая помощь для души. Психолог Марина Бондаренко

 

Здравствуйте! Я очень закомплексованный, очень стеснительный и робкий в общении! Вообще такую тяжесть ощущаю перед началом разговора. Ну, вот не могу вступить в разговор, даже стесняюсь ужасно спросить у прохожего, сколько время. А противоположный пол я стесняюсь и вовсе!! Вообще вот начинаю неуклюжить, теряться, во рту сохнет и всё такое. Вообще, ужас!!! Хочется умереть даже! Не предлагайте мне посетить психолога. Во-первых, стесняюсь, во-вторых, как-то мне не по себе... Так вот. Я знаю, что можно как-то самому «вылечиться». Например, писать на бумаге. Вот только, что именно писать, как?? Я как-то недавно начал писать типа «Я - незакомплексованный, не стесняюсь никого, мне легко общаться, с любым могу познакомиться» и т.д. Может быть, я не так начинаю. Я вот пишу так: «Я ...», а может надо: «Мне не нужно боятся кого-то...». Прошу Вас, помогите мне.

 Филип Н.

 

 

Ты должен делать силу из слабости. Потому что тебе ее больше не из чего делать.
(почти Р.Уоррен)

За стеной

Застенчивость (от старорусского «застьнитися»: «заслониться чем-либо, скрыться за чем-либо») – свойство характера, когда застенчивый всячески старается как-бы спрятаться от людей, потому что его легко обидеть, ранить душевно, и он очень этого боится.

Застенчивость мешает нам вести себя легко и непринужденно в общении с другими людьми. Она основывается на нашем ощущении внутреннего дискомфорта, вызванного какой-то особенностью собственного характера.

Застенчивому трудно выступать перед слушателями, трудно спросить, как куда пройти, трудно кого-то в чем-то затруднять.

Он постоянно стыдится своей несмелости, желая от нее избавиться, мучается от сомнений, нерешительности. Однако, если появляется опасность, у застенчивого  душевная защита срабатывает таким образом, что он не способен в это время бояться. Чувство страха как бы выключается. И благодаря этому он в опасности нередко ведет себя очень смело. Об этом говорит опыт Великой Отечественной войны: застенчивые храбро защищали Родину.

Застенчивые, склонные к острым переживаниям, способы в критической обстановке сломать все заборы-преграды и даже нарушить приличия. Согласитесь, мы редко ожидаем от робких тихонь, что они могут высказать «правду-матку» перед всеми.

Проявление застенчивости означает, что какие-то свои особенности мы не склонны принимать целиком и полностью, и это заставляет нас думать, что и окружающие воспримут их с такой же категоричностью. Но это, скорей всего, лишь надуманные представления. Ведь когда мы с собой в ладу, мы чувствуем себя вполне комфортно. А ведь мы при этом остаемся все теми же, прежними, нисколько не меняясь. Что же тогда другое? Только наше самовосприятие!

Несознательность серой мышки

Тихони  - чаще всего это люди с заниженной самооценкой. Стеснительная женщина считает, что она чем-то хуже других, и активному общению предпочитает одинокое прозябание.

В любой ситуации они чувствуют себя не в своей тарелке. В большинстве своем молчуньи зажаты, насторожены, сложно идут на контакт, краснеют и отвечают невпопад, лишь бы отделаться от собеседника. Особенно если рядом интересный мужчина. Ведь стеснительной женщине тоже хочется нравиться, но она боится выставить себя в невыгодном свете. И вместо того чтобы слегка пококетничать, замыкается в себе. Ситуация повторяется не единожды, пока она не замечает, что лучшие годы прошли.
Да, застенчивым очень трудно жить. Склонность к преувеличению собственных недостатков, сверхчувствительность к невинным колкостям ни к чему хорошему еще никогда не приводили.

В поиске себя

Стремясь выбраться из своих переживаний, пытаясь найти себя истинного, застенчивый, по сути дела, творит. Потому что настоящее творчество – это и есть поиск себя, своей индивидуалности, своего отношения к людям и событиям.

Ведь на поиски истины нас оправляют сомнения, незнание, неуверенность. А находит всегда тот, кто ищет.

Идя по тропинке к себе, люди становятся художниками и писателями, поэтами и изобретателями, режиссерами и учеными, каскадерами и педагогами, спортсменами и испытателями.

Жизнь давно убедила нас, что вообще всякий человек, страдающий от чувства неполноценности, несет в себе творческие способности, как собственное лекарство от этой «болезни», исчезающей в творчестве. А творчество может быть везде, не только в профессиональной деятельности, но и в отношениях с людьми, природой, каких-то собственных фантазиях…

Застенчивость знаменитых

Когда объясняешь близкому другу  свое собственное понимание чего-то, то при этом яснее понимаешь себя, часто даже находишь ответы на свои собственные вопросы. А если не с кем поговорить? В таком случае, есть два пути. Первый, так и молчать всю оставшуюся жизнь… замкнуться на все замки, вариться в собственном соку, становясь все застенчивей и застенчивей. Но есть и другой путь. О котором мы говорили выше… Путь творчества. Знаете ли вы, что очень многие люди, ставшие впоследствии очень известными писателями, по сути своей были очень застенчивыми? Что далеко ходить. Застенчивость была присуща, например, многим нашим любимым классикам: Лермонтову, Некрасову, Достоевскому, Толстому, Чехову, Чайковскому, Пастернаку...

А если все же пройти немного дальше, что список застенчивых будет все пополняться и пополняться.

Отец Родена невысоко ценил умственные способности своего сына. И в юности у гениального скульптора, наверное, так и было. Во всяком случае, в школе он был одним из самых слабых учеников. Родной дядя вообще сказал про него, что «его невозможно образовать». Страдания от неудовлетворенности своей жизнью заставляли молодого человека раз за разом поступать в школу искусств… Сами знаете, что в дальнейшем Роден стал одним из самых великих художников в истории мира.
Небезызвестна притча про Эйнштейна. Например, то, что говорить он научился в возрасте четырёх лет, а читать - в семилетнем возрасте. Учителя  отозвались о нём, как об «умственно заторможенном, необщительном мальчике, вечно погружённым в свои глупые фантазии». Эйнштейна выгнали из школы и не приняли в Политехническую Школу в Цюрихе. Прошло время, и он разработал теорию относительности, которая полностью изменила наши представления о времени, пространстве, материи, энергии и гравитации…

Вот еще история. О женщине, которая могла бы стать застенчивой, погруженной в свои собственные комплексы, если бы…

В семье Вильмы Рудольф было двадцать детей, она была двадцатой. Врачи сомневались, что она выживет, так как она родилась преждевременно. В возрасте четырех лет Вильма она заболела двухсторонней пневмонией и скарлатиной. Выжила, но её левую ногу парализовало… И так бы и прожила девчонка, став женщиной и состарившись наедине со своими проблемами и комплексами, если бы… в девятилетнем возрасте не выкинула металлическую скобу из ноги, без которой не могла ходить. К тринадцати годам научилась ходить. В том же году занялась бегом. Приняла участие в соревнованиях и пришла к финишу последней. Ей бы забыть о беге, но она продолжала. В один прекрасный день выиграла соревнования. Затем ещё. Потом выигрывала все, в которых принимала участие, получая награды. В том числе и три золотых Олимпийских медали.

Другая история. «Улитка Брайан» - так звал ее брат... «У меня мозг с горошину» - с улыбкой говорила она, опуская глаза в известном интервью британской передаче «Панорама»... Хитрила, шутила, чуть-чуть кокетничала? Все это было в ней, она не любила выделяться и выставлять себя напоказ... В Англии все помнят ее заплывы на длинные дистанции, ее успехи в танцах, ее застенчивость и робость у доски, ее неуверенные ответы в математике…

Но проходило время, и окружающие ее люди стали с удивлением замечать ее талант беседовать с людьми разных возрастов и интересов, по жесту, улыбке, интонациям догадываться о душевном состоянии человека... Что это как не следствие глубокого ума и редчайшего дара от бога - душевной тонкости?

О том, как она стала принцессой,  написано и сказано много… Принц Уэльский, к тому времени как познакомился с Леди Спенсер, был вполне зрелым человеком с чарующими манерами. Правда, немного сдержанным и замкнутым. Может, был таким. Диана сначала и не восприняла его всерьез, потому что ухаживал он за ее сестрой Сарой. Но один момент решил всю её судьбу. В один из летних дней она сидела на сене. О чем-то грезила? Усадьба была заполнена гостями. Принц Чарльз был среди них. Свернув с тропинки, подошел, присел рядом,... Пару минут они молчали...

Потом Диана, преодолев застенчивость, заговорила первой, выразив принцу сочувствие по поводу гибели деда, графа Маунтбатенна, убитого террористами. «Я видела Вас на службе в церкви - сказала она... Вы шли по проходу. У Вас было такое печальное лицо! Вы показались мне таким страдающим и одиноким... Кто-то должен позаботиться и о Вас...».

Потом весь вечер Принц не отходил от Дианы, оказывая ей такое внимание, что все поняли: он выбрал. Диана, как всегда, очаровательно смущалась и краснела, опуская глаза...

О меланхолике замолвите слово

Заглянем в давнишнее прошлое, туда, где меланхолик Аристотель считал меланхолию свойством всех выдающихся людей, а другой меланхолик Платон называл меланхолию «божественной одержимостью».

Если судить по обычаям и народным сказкам, простые люди больше тянутся к естественной сангвинической веселости. Поэтому вплоть до эпохи Возрождения принято было сторониться меланхоликов. Людей пугала тревожность, тоскливость и  застенчивость. При общении с тоскливыми (меланхоликами) у них портилось настроение.

Суровое средневековье относилось к меланхолику подозрительно и даже презрительно, чуя в нем непонятную, скрытую внутреннюю жизнь, потаенную самобытность, духовное бесстрашие, то есть противоположное банальности, делячеству, верноподданничеству.

Пришло Возрождение, и открылся интерес к личности человека. Итальянский гуманист Марсилио Фичино, основываясь на утверждениях Платона и Аристотеля, провозгласил в своих трудах, что гению свойственна «меланхолическая одержимость».

Впоследствии это перед всем миром глубоко художественно выразили Альбрехт Дюрер в гравюре «Меланхолия» и Уильям Шекспир  в меланхолически-нерешительном Гамлете.

Застенчивость (меланхоличность), проникнутая мечтой о лучшей жизни свойственна многим русским людям. Известный во всем мире образ чеховского интеллигента – это образ застенчиво-меланхолического, непрактичного человека с богатой, хрупкой, внутренней духовной жизнью, стремлением светло служить своему народу.

Истинная сила застенчивости

Потянулся двадцатый век: революция, сталинские репрессии, годы застоя… И как-то не по нраву была для социалистических правителей мягкая застенчивая интеллигентность людей, вышедших из девятнадцатого века. Им казалась подозрительной и опасной духовная глубина чеховских героев. Куда проще было владеть умами воинственного активного пролетариата…

Но и это время ушло в небытие. Хочется верить, что навсегда. Ведь все надеются, что пришло время творчества и справедливости, время застенчивых…

Мальчишки и общество не очень ценят застенчивых, потому что считают: кто не уверен в своих силах, то слаб…

Но это не верно. Застенчивость может быть истинной силой в настоящей борьбе. Примеров тому множество. Победы в боксе, например. Вот знакомые имена: Мохаммед Али и Майк Тайсон. Может, для кого-то это и секрет. Но эти славные ребята, по сути, робки и неуверенны. И частенько перед боем испытывают страх, будучи в душе готовыми к поражению. Но, стремясь проиграть достойно, они в подъеме вдохновения делают все возможное для победы. И их противники ломаются, встречая столь неожиданную духовную силу.

Застенчивый, не уверенный в себе человек не ломается именно потому, что заранее настроен на все самое плохое, страшное, что может случиться с ним, и это дает ему необходимые силы подниматься к свету, довольствуясь немногим.

«Ты - такой, каким ты себя представляешь»

В психологии существует принцип под названием «зеркало Кули». Согласно ему люди склонны судить о себе, наблюдая за реакцией других людей на них.

К примеру, если человеку все время твердят, что он глупый, как пробка, то он постепенно и сам начнет думать, что он глупый. В действиях людей отражается то, как они воспринимают себя, вне зависимости от того, соответствует ли это действительности или нет. Если человек уверен, что он - умный, то и вести себя будет по-умному, потому что именно так он себя воспринимает. Неспроста древняя мудрость гласит: «ты - такой, каким ты себя представляешь».

Все наши чувства и поступки есть продукт нашего воспитания или «программирования». То есть мы ведём себя так, как будто мы и являемся той личностью, которую себе представляем. Студент, который уверен, что он «неудачник» или что он не сдаст высшую математику, обязательно найдёт способ доказать это всем, несмотря на все старания сдать экзамен. Другой юноша, например, считает себя «занудой. И на самом деле, он вдруг обнаруживает, что в институте его избегают, девушки с ним не хотят встречаться. Все его внешнее поведение выдает в нём необычайную застенчивость, а его пессимистическое отношение к себе отпугивают от него всех, кому он сначала понравился…

Совет тут самый простой: нужно очень внимательно изучить самого себя, дать себе точный отчет о том, чего же мы на самом деле стоим, а затем надо научиться управлять собой. И все. Вот увидите, вы станете гораздо уверенней чувствовать себя в жизни.

«Вера в себя снимает с разума любые оковы» (Ронни Лотт).

Психологи и философы придумали массу формул успеха. Одна из них: «Представь, поверь и достигни». В этих словах, несмотря на их простоту, скрыт глубокий смысл.

Наверное, большинство людей хоть раз представляли себя великими, или в какой-нибудь необычной ситуации, где они выходили победителями. Проблема в том, что глубоко в сердце они верят, что в действительности могут достичь таких высот.

Представлять, что ты станешь великим - это одно, но поверить - совсем другое. Как только люди поверят в это, можно считать, что они наполовину достигли своего. Вера и есть тот самый волшебный эликсир, который делает из посредственных людей великих. Двери к успеху открывает вера. Она даёт силы в тот момент, когда они нужны больше всего. Никто не может знать, какие возможности скрываются в нем.
Ведь если человек верит в себя, то для него не существует невозможного. Каждый может совершать удивительные поступки, вне зависимости от того, кто он такой или в каких обстоятельствах находится. Человек может стать тем, кем захочет и сделать всё, что захочет, если очень постарается.

Есть такой писатель Лео Баскаглия. Вот что он сказал:

«Нам нужно распрощаться с такой вещью, как «никогда». Нам нужно позабыть слова «я не могу». Мы должны выбросить из своего словарного запаса слово «нет» - что за негативное слово! Нам нужно забыть о таком понятии, как «безнадёждый». Нет ничего безнадёжного! Все эти слова - для дураков, а не для разумных людей. Вычистите эти понятия из своего категорийного аппарата. Никогда не говорите «никогда»! Невозможно? Разумеется, возможно!».

Приложите усилия и вы станете свидетелем волшебства в вашей жизни.

И последнее. Вспомните: мы рождаемся ведь не застенчивыми, не стеснительными, в нас еще нет неудовлетворенности жизнью. Мы здоровы и веселы, и готовы радоваться всему на свете. Но с годами обрастаем всякими ненужностями, постепенно теряя свое «я». Нам навязывают чужие доктрины, нам предлагают чужые мысли, заставляют следовать изобретенным сотни лет назад традициям. В конце концов, воспитатели у нас… бывают разными.

Так вот. Прийти к себе вновь означает отсечь от себя все ненужное, лишнее. Застенчивость, например….

Марина БОНДАРЕНКО

 

 

 

«Скорая помощь для души» – темы «жизненные» - о том, что напрягает, проблемы, сложности и т.д.

Ваши письма. Наши ответы.

Плюс – каждый читатель может написать свой ответ-совет. Обратная связь. Ждем!

Пишите обо всем, что вас волнует на наш адрес

 

Перейти:

Следующий вопрос и ответ Скорая помощь для души

Литературное творчество Марины Бондаренко

 

Поделитесь этой публикацией со своими друзьями и знакомыми, использую нижние кнопки! Предложите им подписаться на нашу электронную газету "Аура волшебства"!