/>

 


Путевые заметки Бориса Кольченко. Часть 4

 

К началу публикации

Предыдущая страница

 

В ритме Вселенной

 

Наше индийское утро рождается не с первого луча солнца, а с первого движения в ритме, который задает Елена Романова. Ее комплекс упражнений — это не просто гимнастика, а таинство, когда тело, еще томное от сна, постепенно наполняется золотистой энергией и упругой бодростью. Каждая клеточка пробуждается и поет.

 

 

А потом — дорога к океану. Наш отель почти на берегу, и мы идем на его зов. Шум прибоя успокаивает душу и растворяет в себе все суетные мысли.

И вот мы в его объятиях. Серебристый океан никогда не бывает спокойным — это дитя с характером. Волна за волной, будто дыхание гиганта, накатывают на берег с неумолимым ритмом. Сначала непривычно поддаваться этой мощи, чувствовать себя песчинкой в его ладонях. Но секрет в том, чтобы не бороться, а подружиться с волнами. Научиться чувствовать их живой ритм, угадывать их дыхание, отдаться их вечному танцу.

 

 

И тогда происходит чудо. Соленая, щедрая вода, несущая в себе здоровье и силу, обнимает тебя, смывая усталость и тревоги. Это диалог со стихией, медитация в движении. И понимаешь — это и есть лучший отдых, который только можно себе позволить. Отдых, который не просто восстанавливает силы, а возвращает к самому себе.

Десять дней аюрведы

 

Наша программа пребывания в Индии венчалась особым этапом — десятью днями глубокого аюрведического очищения в клинике доктора Джорджа. Мы знакомы с этим мудрым и спокойным человеком уже не первый год, и каждый приезд сюда — это паломничество не столько к месту, сколько к изначальному балансу.

Доктор Джордж, встречая нас, говорил об Аюрведе как о пути домой: «Западная медицина часто чинит сломанную машину. Аюрведа же напоминает вам, что вы — не машина, а сад. Мы не лечим болезнь, мы вспоминаем, что такое здоровье. Мы убираем сорняки, поливаем корни, даем солнцу и пространству проникнуть в каждую клеточку. Панчакарма — это не просто пять процедур. Это пять шагов, чтобы мягко стряхнуть с души и тела пыль усталости, стресса и привычек, которые вы перестали замечать. Это возвращение к своей собственной, изначальной природе».

Два часа в день отдавались целиком телесным процедурам в благоухающих травяными парами кабинетах клиники. Опытные массажисты, их руки, знающие карту мышц и энергетических каналов как свою ладонь, работали не просто с напряжением. Они, казалось, мягко, но настойчиво выдавливали из тканей что-то лишнее, накопленное за долгие годы — не только физические шлаки, но и окаменевшую усталость.

 

 

Процедуры сменяли одна другую, каждая — свой особенный ритуал. Например, «кижи» — битье мешочками, наполненными горячими лечебными травами. Это не было похоже на массаж; это был древний, почти шаманский стук, выгоняющий холод и скованность, разогревающий тело до самых глубин.

Но царицей среди всех процедур для нас, без сомнения, была широдара. Сорок минут блаженной, почти медитативной тишины, когда на точку «третьего глаза» и кожу головы тонкой, не прерывающейся золотой струйкой льется теплое целебное масло. Мысли останавливались, время растворялось. Это было похоже на то, как если бы сам океанский прилив, тихий и ласковый, накатывал не снаружи, а изнутри, омывая и унося все тревоги.

 

 

После клиники — прогулки по окрестностям Ковалама, где жизнь текла своим неторопливым курортным ритмом. День заканчивался неспешными беседами под мерный шум прибоя. Мы делились ощущениями, открытиями, наблюдениями за изменяющимся состоянием. Это было не просто лечение. Это был выверенный, мудрый ритм: движение и покой, работа и отпускание, очищение и наполнение. Десять дней, за которые мир внутри становился тише, просторнее и яснее, подобно небу после сезона дождей.

 

 

Страна, где у истины много имён

 

Главное сокровище Индии — не в её дворцах или храмах, а в особом устройстве человеческих душ. Это страна, которая шепчет нам, кричащим от избытка своих убеждений: «Остановитесь. Есть иной путь».

Мы, дети Запада, часто живём с ощущением, что держим в руках хрустальный шар Истины. Он хрупок, прозрачен и единственно верен. Мы так боимся, что его уронят, что готовы с пеной у рта бросаться на любого, чьи взгляды кажутся для нас угрозой. Мы выстраиваем бастионы из своих «правильно» и «неправильно», а потом удивляемся, почему за их стенами так часто грохочут войны — и большие, и малые, в сердцах близких людей.

 

 

А потом ты приезжаешь в Индию. И понимаешь, что здесь истина — не хрустальный шар, а многогранный алмаз. У неё тысячи граней, и каждая переливается своим собственным светом. Здесь к иному мировоззрению относятся не как к ошибке, которую нужно исправить, а как к другой тропе, ведущей к вершине одной и той же горы.

Вам не будут тыкать в лицо вашу на вашу «неправоту». Даже если ваши действия идут вразрез с общепринятой моралью, вы не услышите осуждающего шепота и не встретите косых взглядов. Здесь живёт глубокое понимание: у каждого своя дхарма, свой путь, свои уроки. И спешить с выводами — значит проявлять не праведность, а духовную слепоту.

 

 

Эта философия рождает удивительную открытость. Она светится в глазах уличного торговца, предлагающего чай. В широкой улыбке сари, склонившейся над рикшей. В лёгкости, с которой незнакомые люди соглашаются сфотографироваться, обнимая тебя, как старого друга. Здесь не чувствуешь себя чужым. Здесь чувствуешь себя… как дома. Потому что тебя принимают целиком — со всеми твоими «странными» мыслями, непривычной внешностью и иным богом в сердце.

 

 

Индия не спорит. Она просто существует — пёстрая, шумная, противоречивая и бесконечно мудрая. Она напоминает нам, что можно быть твёрдым в своих убеждениях, не объявляя войну убеждениям другого. Что мир не делится на чёрное и белое, а соткан из миллионов оттенков, и именно в этой сложности — его подлинная красота.

 

 

Возможно, нам всем стоит немного поучиться у Индии искусству жить, не осуждая. И тогда, возможно, наша собственная картина мира станет не такой уж однозначной, но зато куда более гармоничной.

 

Вечерние тайны храма Сучиндрам

 

Дорога в Каньякумари — это путешествие к краю земли, где три океана сливаются в вечном танце. Но по пути есть места, где время останавливается. Одно из них — храм Сучиндрам. Мы прибыли сюда в самый волшебный час — в сумерки.

И вот он, перед нами, — величественный гопурам, воротная башня храма. В лучах лунного света она казалась не каменной, а вырезанной из этой сумеречной субстанции. Терракотовые фигуры богов, небесных дев и мифических существ на его ярусах оживали в танцующих тенях. Каждая скульптура, каждый завиток орнамента словно дышали, готовые рассказать свою тысячелетнюю историю. Это был не просто вход, а портал в иной мир, и его сияние в вечернем свете завораживало.

И как по волшебству, из этого портала появился он — Мани. Служитель храма, брамин с глазами, в которых отражалась многовековая мудрость этого места. Его улыбка, излучающая безмятежность, стала для нас тем самым знаком, что мы — свои.

«Вы снова здесь, — сказал он, и в его голосе звучала тихая радость. — Это хорошо». Мани — не просто гид; он — проводник, хранитель и наш давний друг. Каждая наша встреча здесь начинается с его приветствия, и каждый раз он открывает для нас Сучиндрам с новой стороны.

 

 

Мы прошли за ним внутрь, оставив за спиной суетный мир. Прохлада каменных плит, встретивших босые ступни, была благословением. Под сводами гудел низкий гул мантр, смешиваясь с перезвоном колокольчиков и стуком барабанов.

«Здесь ступал Индра», — тихо произнес Мани, останавливаясь у неприметной, на первый взгляд, колонны. И начал рассказывать ту самую легенду. О том, как царь богов Индра, совершив грех, искал искупления. Он странствовал по земле, и в этом самом месте его муки прекратились. Лотос, который он нёс, чудесным образом расцвёл, возвестив о прощении. С тех пор Сучиндрам стал местом освобождения от грехов. Мы смотрели на камень, по которому, по преданию, ступала нога повелителя небес, и древний миф становился осязаемой реальностью, наполняя пространство вокруг священным трепетом.

Но главное чудо ждало нас впереди. Мани подвел нас к небольшому залу и указал на потолок. «Смотрите, — сказал он. — Карта мироздания». Мы подняли головы и замерли. Над нами простиралось не каменное перекрытие, а звёздное небо, запечатленное древними мудрецами. Планеты, созвездия, загадочные астрономические линии — всё было вырезано с невероятной точностью. В этом полумраке, освещённом лишь тусклым пламенем лампы, казалось, что мы видим само небо, его древний лик, каким его знали тысячи лет назад. Это был мост между землёй и космосом, между человеком и Вселенной.

И вот, когда эхо каменной симфонии еще не совсем растворилось в воздухе, Мани сделал самый главный жест. «А теперь, — его голос прозвучал как тихая команда, — встаньте под своими звёздами». Он стал мягко направлять каждого из нас, расставляя под огромной картой на потолке. Одного он поставил под Сатурном, другую — под сиянием Венеры, третью — в секторе Луны. Мы, такая разная группа людей, с разными судьбами и характерами, вдруг стали частичками гигантского космического пазла.

И случилось необъяснимое. Когда последний человек занял своё место, пространство под сводом вдруг... замкнулось. Мы больше не были просто группой туристов. Мы стали живой мандалой, дышащим узором, где каждый — уникальная звезда, но все вместе мы составляли единое и гармоничное целое. Это была не метафора, а физическое ощущение: тонкие, невидимые нити соединили нас в единое энергетическое поле. Мы почувствовали единство в многообразии — то самое, о котором говорят все мистики. Мы были разными нотами, но вместе складывались в совершенный аккорд.

 

 

Мы семь раз обошли звёздную карту по часовой стрелке. И именно в этот момент, в центре этой созданной нами человеческой мандалы, мы почувствовали по-настоящему энергии этого места. Мурашки пробежали по коже. Это было не эфемерное ощущение, а физическое — мощное, глубинное, как пульс земли. Здесь молились цари и простые паломники, здесь рождались надежды и заканчивались страдания.
Всё это впитали стены, и теперь они отдавали свой тихий, исполинский заряд, усиленный нашим внезапно обретенным единством.

И тогда Мани, с загадочной улыбкой, подвел нас к ряду массивных каменных колонн. «А теперь послушайте», — произнес он. Мы смотрели на него с недоумением. Послушать что? Камень?

Он  начал водить своей рукой по поверхности одной из гранитных колонн. И случилось невозможное. Из-под его пальцев, из самой толщи камня, родился звук — чистый, мелодичный, похожий на звон хрустального колокольчика или удар по камертону. Это была нота, ясная и совершенная.

Мы застыли в изумлении. Каменные колонны пели. Мани перебегал от одной к другой, стуча по ним руками, и каждая отвечала ему своей уникальной нотой — одна глубже и бархатистей, другая — выше и серебристей. Он сыграл для нас простую, мелодию, божественную музыку, рожденную не из инструмента, а из сердца горы, обработанного руками неизвестного гения. Это было чудо, которое можно было не только видеть, но и слышать, чувствовать кожей — вибрация наполняла всё тело, резонируя с сердцем. Как, каким искусством нужно было обладать, чтобы рассчитать форму, плотность, состав камня и высечь из него не просто опору для сводов, а совершенный музыкальный инструмент?

Покидая храм, мы снова вышли на открытое пространство. Огни на гопураме зажглись, и теперь он парил в темноте как огненный призрак. В ушах еще звенели хрустальные ноты каменных колонн, а в пальцах помнилась их прохлада. Мани стоял у входа, провожая нас тем же спокойным взглядом.

 

 

«Приезжайте еще», — сказал он на прощание.

И мы знали — обязательно вернемся. В этот храм, где камни помнят шаг Индры, поют гранитные колонны, где на потолке живут звёзды, а брамин по имени Мани ждёт нас, чтобы снова провести по лабиринтам истории и чуда. Ведь Сучиндрам — это состояние души.

Суперлуние в Каньякумари

 

Каньякумари.  Мы прибыли сюда вчера вечером, когда над мысом Коморин уже висела огромная яркая луна. Это было суперлуние — явление, когда спутник Земли кажется на 30 процентов ярче и на 14 роцентов больше обычного. Но здесь, на самой южной оконечности Индостана, это зрелище приобретает почти мистическую мощь.

В лунном свете мы наблюдали за главным чудом Каньякумари — слиянием трёх вод. Бирюзовые волны Аравийского моря, тёмно-синие Бенгальского залива и изумрудные Индийского океана встречались в яростном танце, прошитом лунной дорожкой. Гул водоворотов был похож на древний голос планеты.

Сон в эту ночь был недолог. Уже в 5:30 мы брели по спящим улочкам к самому краю земли, чтобы встретить рассвет. К этому времени на горизонте начала разливаться акварель: от нежно-сиреневого до огненно-оранжевого. И вот он, первый луч солнца упал на воды, которые всего несколько часов назад купались в лунном свете. Могучий Индостан просыпался у нас за спиной.

 

 

И мы не смогли устоять. Когда солнце поднялось над горизонтом, окрасив небо и воду в золотые и розовые полосы, мы вместе с этими полосками света окунулись в прохладные объятия океана. Мощные волны, рождённые на стыке трёх стихий, нежно качали нас, как на качелях мироздания. Это было не просто купание — это было очищение, момент полного слияния с этой невероятной энергией начала нового дня.

 

 

После такого погружения логичным был визит в храм Богини Каньякумари, где по легенде проходила аскезу юная дева, ожидавшая бога Шиву. Аромат цветов и звуки мантр очищали мысли, готовя к новой встрече с историей.

На лодке мы отправились на скалистый остров, где возвышается мемориал Свами Вивекананды. Именно здесь великий философ обрёл просветление. С его вершины открывается панорама всего мыса, и понимаешь, почему это место силы вдохновляло мыслителей и поэтов.

 

 

Но и на этом сюрпризы Каньякумари не закончились. На обратном пути мы стали одними из первых, кто прошёл по новому мосту, ведущему к статуе Тхируваллувара — автору бессмертного «Тируккурала». Часть моста — стеклянная! Идя по нему, видишь, как под ногами бурлят те самые три воды, слившиеся воедино. Этот современный архитектурный элемент, встроенный в древний ландшафт, смотрится фантастически.

 

 

Всё было супер. От ярчайшей лунной ночи до рассветного купания в водах трёх океанов, от древних храмов до стеклянного моста в будущее. Каньякумари — это  было путешествие от суперлуния к рассвету, от древних мифов к современным чудесам.

Забытый мир махараджей

 

Жаркое южноиндийское клонилось к закату, когда мы подъехали к воротам, за которыми скрывался целый мир. Мир, где когда-то решались судьбы княжества Траванкор — так в былые времена гордо именовался этот зеленый край, сегодня известный как Керала. Наша группа, высыпав из прохлады автобуса, замерла у входа в дворец Падманабхапурам, затаив дыхание в предвкушении встречи с настоящей сказкой.

Первое, что бросилось в глаза — табличка с ценами на билеты. Для иностранцев, жаждущих прикоснуться к истории, она в десять раз выше, чем для местных. «Плата за путешествие во времени», — шутит кто-то из нашей компании. Но уже через мгновение все мысли о деньгах остаются за старинной резной калиткой.

 

 

Мы переступаем порог — и нас накрывает волной прохлады и потрясающей архитектуры. Однако это не помпезный европейский замок, поражающий масштабом. Это керальский стиль во всей своей утонченной красоте: интимный, мудрый, обращенный внутрь.

 

 

Первое, на что невольно опускается взгляд — полы. Они настолько гладкие, блестящие и бесшовные, что мозг отказывается верить и выдает: «линолеум». Но это творение древних мастеров — смесь измельченного ракушечника, извести, кокосовой воды, яичного белка и еще десятка секретных ингредиентов. По таким можно ходить босиком, ощущая прохладу и шелковистую поверхность.

Мы движемся дальше, погружаясь в лабиринт узких коридоров и переходов. Воздух пропитан ароматом старого дерева. Это тик — несокрушимая древесина, защищавшая дворец от влаги и времени на протяжении 400 лет. Резные решетки на окнах, массивные колонны, низкие проемы — каждый шаг по этим коридорам словно переносит тебя в эпоху, когда здесь ходили придворные в шелковых одеждах.

Комнаты, в которые мы попадаем, невелики, но их назначение впечатляет. Самые просторные отведены под трапезы. А вот и сердце личных покоев — спальня махараджи. И здесь нас ждало главное чудо.

Не просто кровать, а целый философский трактат, воплощенный в дереве. Легендарное ложе правителя, собранное из 64 видов… лекарственных деревьев! Представьте: вы не просто спите, вы дышите целебными ароматами сандала, нима, дерева нимбарон. Каждый вдох — это оздоровление, каждый сон — исцеление. Это не роскошь ради роскоши, это высшая степень заботы о правителе, чье здоровье было здоровьем всей страны.

 

 

Блуждая по залам, где когда-то кипели страсти, заключались союзы и вершилась история, начинаешь понимать истинный масштаб и многогранность Индии. Она не только в шумных базарах и величественных храмах. Она здесь — в тихом шепоте дерева, в прохладе древних стен, в гениальной простоте и мудрости ушедших эпох.

На прощание мы заглянули в музей при дворце, где застыли в изящных позах каменные скульптуры и смотрят с полотен темные глаза давно ушедших махараджей. Но их дух, кажется, до сих пор живет в этих стенах.

Мы выходим из ворот, ослепленные уже не резьбой по дереву, а последними лучами уходящего за горизонт солнца. Оставляя за спиной Падманабхапурам, мы увозим с собой не просто фотографии. Мы увозим ощущение прикосновения к живой истории, к миру, где махараджи спали на целебных кроватях и правили целыми царствами, скрытыми в зелени холмов Южной Индии.

 

Продолжение публикации

 


 

Приглашаем Вас на семинары "АУРЫ"!

Заявку можно прислать любым удобным способом в произвольной форме:

По электронной почте на адрес: borisaura@mail.ru или на наши аккаунты в соцсетях: - в Одноклассниках, - ВКонтакте

WhatsApp и Viber: +7(988)-737-71-28

В заявке укажите: 1. Фамилия, имя, отчество; 2. Дата рождения; 3. Город проживания; 4. Электронная почта; 5. номер телефона для связи; 6. Укажите, на какой из семинаров хотите попасть. 7. Расскажите немного о себе, а также о том, что вы ожидаете получить на семинаре.

 

С обновленным расписанием встреч друзей «Ауры» в горах, на море и в зарубежных поездках вы можете ознакомиться здесь

 

 



Возвратиться в разделы:

На главную

Места Силы Кавказа

Расписание семинаров

Отзывы

 
Яндекс.Метрика