Места силы Кавказа - Цейское ущелье

 
 

Если доехать до осетинского поселка Бурон, расположенного на высоте 1300 метров над уровнем моря, то дальше на юг на протяжении 16 километров будет сплошная сказка, именуемая Цейским ущельем. Это удивительный уголок земли, наполненный пьянящими ароматами альпийских лугов, смолистой хвои, высокогорного озона, шумом водопадов, стремительным бегом горных рек и ослепительным великолепием Цейского и Сказского ледников на северном склоне Бокового Кавказского хребта.

 

 

Тайны древней земли

 
Я разрезаю воздух робким шагом,

И под ногами ежится трава,

И Воздух-Тайна затихает рядом,

Пропитывая вечностью меня.

И я стою, не смея шелохнуться,

И пыль Времен проходит сквозь меня,

И, кажется мне, будто камни рвутся,

Хоть что-то рассказать мне про себя…

 

Здесь удивительное ощущение бесконечной тайны, стремление к познанию истины. Тут словно заглядываешь вглубь тысячелетий. И чувствуешь, что соприкасаешься с душами далеких и загадочных предков – наследников ариев, нартов, скифов, сарматов, алан, оставшихся в легендах, храмах, капищах и горах.

Здесь, вдали от цивилизации, ощущаешь себя путником, воином света, посвятившем себя поиску истины.

И каждый шаг по горной тропе – не просто прогулка среди высоченных гор, а несомненное ощущение того, что прикасаешься к тайне, бывшей скрытой от тебя, а теперь открывающейся легко. Ты словно на пороге чего-то очень важного, неслучайного, вечного и мудрого…

Удивительное, необыкновенное, необъяснимое, и вместе с тем наполняющее душу, потрясающее ощущение гармонии, покоя и веры в то, что все, что ты делал в жизни, и что еще предстоит – предначертано тебе там, на небесах. Здесь начинаешь ощущать свою причастность ко всему, что всегда существовало вокруг – ты словно вливаешься в глубинную общность всего, что когда-либо существовало.

 

Мы еще в дороге.

Ардонское ущелье и река Ардон. Осетинский язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Предки осетин - аланы, а предки алан - скифы, сарматы. Дон - это река в иранских языках, отсюда многочисленные названия рек, оканчивающиеся на «дон», включая и сам Дон...

Огромная скульптурная композиция нависает над дорогой. Это место является святым. Тут часто устраивают праздники. Кстати, местные жители предупреждают, что рядом с памятниками нельзя сквернословить.

Конная статуя крепится к скале, и, говорят, весит 28 тонн!

Мы так и не смогли определить, кому она посвящена. Так как люди говорили, как бы разное, и вместе с тем – одно и то же. Одни говорили, что это Ныхас Уастырджи, как называют его в Северной Осетии.

Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. В нартском эпосе Уастырджи описывается как небожитель, изображается в виде грозного воина на белом коне, в белой бурке. Считается, что Уастырджи постоянно носит с собой оружие. Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать помогают ли они друг другу в нужде и горе. Среди людей ОН появляется в облике нищего. Женщины боялись произносить имя Уастырджи и говорили о нем иносказательно «лагты дзуар» - «бог мужчин». Они не имели права даже участвовать в празднествах, устраивавшихся в честь Уастырджи. Он считается врагом воров, мошенников, клятвопреступников, убийц. И является покровителем честных, благородных людей.

А дальше то, что услышали от других людей. Услышанное практически во всем совпадает с тем, что вы только что прочитали. Так как Уастырджи - Божество, которое схоже со Святым Георгием, который так же почитается в христианстве покровителем воинов, путников и мужчин.

Георгий Победоносец у осетин чтится наравне с Богом, в честь его построено много молитвенных мест - дзуаров. Развалины старых разрушенных церквей у осетин почитаются особенно святыми. При произношении имени св. Георгия люди снимают шапки. В его честь сложены песни.

В песнях св. Георгий называется «Золотой». И в одной из них есть такие слова: «Покровительствующий путнику, с высоты гор смотри и помогай ему и всякому, просящему твоего покровительства, милость испрашивай у Бога, нас же насыти милостями Божьими, Золотокрылый Георгий! На белом коне сидишь, бывай с правой руки нашей и направляй дела на путь правды».

Ежегодно, с третьего воскресенья ноября в республике отмечают главный национальный праздник – Джеоргуыба - День святого Георгия Победоносца.

Мы едем дальше. И вот уже селение с экзотическим названием Бурон остается позади. И наш путь на запад – в красивейшее место Северной Осетии – Цейское ущелье или Цейская Котловина - место, со всех сторон окруженное суровыми скалами. Его называют Подковой Счастья.

Переехав по мосту на левый берег Ардона, начинаем подъем по дороге. На первом серпантине, слева, нас приветствует скульптура персонажа осетинского эпоса - Афсати, покровителя живых существ. Ведь Цейское ущелье является государственным заповедником, и фигура покровителя на въезде символизирует защиту всего живущего в этом уголке Кавказа.

Дорога понемногу набирает высоту, петляя по серпантину. Голые невысокие склоны сменяются сосновым лесом. Вот справа появляется родник.

Мы останавливаемся, потому что невозможно удержаться: перед нами великолепная панорама всего ущелья и самого Цейского ледника.

С севера ущелья Цейские горы, с юга - скалы отрогов Адай-хоха (4410 м.). Река Цейдон. Огромные валуны. Слышится грохот – это мечутся воды горной реки.

Начинаются леса. Могучие сосны, жители ущелья, как стрелы врезаются в небо.

Если смотришь на горы издалека, они напоминают лоскутный ковер – темно-зеленые островки перемежаются со светло-зеленой листвой. То сосны с темно-зелеными буками и светлые кроны кленов и лип. Говорят еще, что в этих лесах сохранились редчайшие виды растений, которых нет больше нигде в мире.

Голова начинает кружиться, потому что воздух вливается в легкие, и ты даже не веришь себе, что такое бывает. Настолько он чист, свеж, наполнен прохладой, несущейся с ледников, смешанной с неповторимыми смолистыми запахами сосен, цветущих деревьев, сыростью мха, ароматами альпийских лугов и цветов.

Живя в городе, мы даже не представляем, что воздух может быть иным – настоящим. И воистину – целебным!!!

Исчезает скованность в мышцах, появляется необыкновенное ощущение легкости – тело словно что-то подталкивает вверх. И ты уже веришь, что твои страхи по поводу подъемов, трудностей походов – беспочвенны – все будет доставаться легко. И ты наполняешься радостью и благодарностью.

Все, кого мы встречали в течение всей недели семинара там, спрашивали: «Вы приехали впервые?». Настолько восторженными, счастливыми были у нас лица. Но главное – удивленными. Мы словно попали на другую планету.

Живя дома, мы привыкаем к душному пространству, заполненному массой энергетики – порой чуждой нам. Мы не можем расслабиться, не можем вдохнуть полной грудью. Нам кажется, что мы просто обречены на такое существование – в нескончаемом потоке машин, заводов, усталости, чьего-то гнева, пересудов… Все, словно снежный ком, только растет и ширится. И мало кто позволяет себе оторваться от всего этого, дать себе остановку… Войти в горный лес с величественными соснами, умыться из горного родника…

Мы все удивлялись – какой вкусный чай тут. И даже не сразу поняли… Вода!!!! Это она придавала такой необыкновенный вкус…

Да и не сразу поняли – почему двигаться тут так легко. Почему не болят суставы. Даже те, кто мучался многие годы с артритами, вдруг перестали ощущать боль…

Встретившийся нам в первый день путник, который приезжает сюда каждое лето, сказал: «Не могу не возвращаться: ощущаю полное слияние со здешним миром. Ведь прежде многие годы болел какими-то хроническими болезнями, а эти горы вернули меня к жизни. Во всех отношениях!!! И мужчиной вновь ощутил себя, и дело новое начал. Не поверите! Но на старости лет женился, дети появились. А ведь не было их, два раза был женат и ничего. А тут…».

Он, и другие встречавшиеся нам люди, почему-то говорили: «Вы сюда обязательно вернетесь! Потому что тот, кто хоть однажды побывал в Цее, обязательно приезжает вновь».

Дать название этой магнетической силе, что раз за разом возвращает сюда – так слету и невозможно. Но мы попытаемся. По капельке - вспоминая то или иное место, что увидели, ту воду, что пили из родников, те цветы, что распускались на наших глазах, и которые закрывали свои чашечки на ночь… те необыкновеннее скалы, что представали высоченными стенами прямо перед нами, но которые совершенно не пугали. Было другое ощущение – словно они твои защитники, и что они не отбирают (в виде страха) твою силу, а многократно увеличивают ее.

И еще древние святилища…

Как же много тут тайн. Но они притягивают и притягивают – растет ощущение, что познание этих тайн – благо…

 

Друг, за чашу благодарствуй,
Небо я держу в руке,
Горный воздух государства
Пью на Цейском леднике.
 
Здесь хранит сама природа
Явный след былых времен –
Девятнадцатого года
Очистительный озон.
 
А внизу из труб Садона
Сизый тянется дымок,
Чтоб меня во время оно
Этот холод не увлек.
 
Там под крышами, как сетка,
Дождик дышит и дрожит,
И по нитке вагонетка
Черной бусиной бежит.
 
Я присутствую при встрече
Двух времен и двух высот,
И колючий снег на плечи
Старый Цее мне кладет.
Арсений Тарковский

 

Тропы. Маршруты. Немножко об истории

Благодаря экзотическим природным условиям по горам Цея проходит множество туристических и альпинистских маршрутов разной сложности. По одним тропам можно гулять, не имея специальной подготовки, на других спасатели отрабатывают сложнейшие элементы.

Конец девятнадцатого века. Европейские альпинисты Мориц Деша, Александр Бургенер, Петер Руппен и другие отправились покорять Цейские вершины.

Первое восхождение в районе совершалось в 1884 году на Адай-хох (4410). Но вот подробных карт тогда не было, и альпинисты, вместо вершины Адай-хох, покорили вершину Мамисон (4360).
С тех пор Цей для многих стал стартовой площадкой в большой альпинизм. В Цее бывали Ю.Визбор и И.Антонович, О.Шустер и В.Фишер, В.Абалаков и К.Ониани.


Вот и опять между сосен открылась картина:
Путь к небесам, что стенами из камня зажат,
Здесь на рассвет золотые взирают вершины,
И ледники, как замерзшее небо, лежат.
Ю.Визбор «Цейская»

Гора «Монах»

Гора «Монах» - неподвижный и суровый хранитель Цея. Она похожа по форме на скуфью, головной убор монахов. Монах – является отрогом хребта Адай-хох. Высота горы 2990 м.

Как и все на Кавказе, Цейское ущелье окутано ореолом легенд.

В том числе и о горе «Монах» ходят легенды…

В древности ущелье было излюбленным местом охоты на туров. И вот, повествует легенда, среди них появилось животное с золотыми рогами. Лучшие стрелки пытались добыть его, но терпели неудачу. И тогда молодой охотник поклялся: если он убьет золотоносного тура, то рога подарит святому Георгию. Когда же удача, наконец, улыбнулась ему, он передумал и решил оставить драгоценные украшения у себя. В наказание святой Георгий превратил клятвопреступника в огромную черную скалу у слияния рек Цейдон и Сказдон. В ее очертаниях легко угадывается профиль бородатого мужчины в капюшоне.

Другая легенда повествует о том, что на вершине горы в небольшой пещере жил некогда монах.

Легенды существуют множество лет. Они пересказываются, уносимые путниками. И вот уже эту легенду рассказывают и о другой горе «Монах», находящейся за сотни километров отсюда, в Адыгее у реки Белой…. Какой из гор принадлежит эта красивая легенда о неземной любви юной девушки и монаха-отшельника, никто уже и не помнит.

А начало легенды звучит так: В розовой дымке рассвета поднимался монах к выбранной им горе и долго молился беззвучно, словно молитвы излучало сердце, и летели они в пространство.

Он часто думал о жизни, дарованной свыше, и о Божественной любви, что изливалась потоками из его пробужденного сердца. Что есть любовь - это свет души, но как много проявлений любви открывалось ему. Ветер налетел внезапно, холодный, обжигающий горной прохладой. Будет дождь, подумал монах, и первые крупные капли упали на глаза и скатились, словно слезы, по щекам. Что это? Знамение, мне посылает Бог испытание, но каким будет оно? Он приблизился к горе и укрылся в небольшом углублении, напоминающем чашу. Он прижался к камням и закрыл глаза, чтобы ощутить то состояние бесконечности, которое так любил, когда время замирает и можно ощутить беспредельность вне бега земного времени…

Что случилось дальше, быть может, каждый придумает сам? Когда приедет в Цейское ущелье, пройдет лесными тропами, поднимется к ледникам и проникнется духом этих гор. Легенды не рождаются просто так. И нет смысла слушать их тем, кто никогда не бывал в этом месте… Легенды следуют внутреннему состоянию души людей, находящихся в том месте – там словно оживают страницы истории и обрастают подробностями, теми, которые в состоянии ощутить человек, который находится здесь. Легенды существуют для тех, кто их слышит…

Давайте же слушать горы, вдыхать воздух, который есть только тут, умываться в речках, рожденных цейскими ледниками.

Горы

Гора «Москвич» - (3790) с характерным узнаваемым «зубом», пронзающим высоченную толщу ледника, обрывающегося на запад в Цейское ущелье.

Сколы ледников Москвича переливаются в ясные лунные ночи несравненным сказочным светом. Зрелище, от которого невозможно оторвать взгляд.

Гора «Адай-Хох» - (4410) доминирует над Сказским ледником. Красивейшая снежная вершина первой встречает утренние лучи восходящего солнца.

Гора «Уилпата» - высочайшая вершина Цейской «подковы». Высота 4646 м над уровнем моря. Третья по высоте вершина в Северной Осетии после Казбека (5033м) и Джимары (4780м). Видна и из соседнего Дигорского ущелья, спускаясь в него крупнейшим Караугомским ледником, но наиболее эффектна и хороша именно из Цея, с ее ослепительными ледниками, скальными склонами и отвесными стенами.

 

Ледники

Ледников в Цейском ущелье много, но крупных только два - Сказский и Цейский. Цейский в свою очередь в верховьях имеет две ветви Северную и Южную. Еще недавно существовавший небольшой ледник Родина, лежавший на восточном склоне одноименного перевала, сейчас полностью исчез. Большинство ледников тоже уменьшилось в размерах. Цейский ледник считается вторым по размеру после Караугомского в Северной Осетии. Всего в Цее описано 29 ледников общей площадью 15 кв. км., из которых 9,5 приходится на Цейский ледник. Сказский ледник занимает в «табеле о рангах» 9 место (по Северной Осетии). После последнего отступания Цейского ледника, около языка выросли молодые деревья.

 

Сказский ледник

 

Сказское ущелье можно считать младшим братом Цейского. Канатная дорога – и ты словно плывешь в вышине ровно посередине ущелья. И кажется – все рядом. Абсолютное ощущение – словно протянешь руку и коснешься горы… Слева, справа горы, вдалеке ледник и покрытый снегом перевал. И кажется, что ты не в небе, а уже на вершине горы… Все похоже на какой-то локальный, очень домашний мир… И в никуда уходит то, что существует за границами этого мира. Так, словно больше вообще ничего нет – только этот воздух, скалы, снег, а внизу расцветающие рододендроны, сосны, начинающая зеленеть трава, сверкающая хрустальными бликами речка…И вот верхняя станция на высоте 2500 м, ты спрыгиваешь с кресла канатки, и все горы словно рванули ввысь – и обступили тебя со всех сторон – необыкновенно величественные – огромные длинные хребты с острыми вершинами – отвесные, мощные.

Но странное дело, они не отодвинулись, а как бы просто показали тебе свою величину – эти вечные стражи твоей души, уединенности, дарующие благодать…

Ты оборачиваешься назад – и перед тобой все ущелье. И внизу та самая гора «Монах». Говорят, если присмотреться, можно разглядеть на скалах горных туров.

Справа – длинный хребет морены.

Мы поднимаемся по тропе вверх примерно на километр по хребту ледникового ложа. Добираемся до места, откуда видел сам ледник – так близко, что можно рассмотреть его весь с суровым нагромождением ледопада из острых, как иглы, 10-15 метровых льдин.

Цейский ледник

 

На следующий день мы отправились в самую сердцевину Цейского ущелья к Цейскому леднику. Путь был неблизким. И большей частью проходил по лесным тропам через сосновый лес, бурелом, вдоль реки Цейдон – вперед, к хрустальному гроту, похожему на сказочный. А дальше – шестикилометровый «язык», засыпанный камнем, испещренный трещинами, журчащими ручьями талой воды. В конце его - обширный Северный цирк.

 

Говорят, к леднику есть еще и другая тропа, узкая – так называемая «верхняя», ползущая по левому берегу реки, вплотную к гладким, вертикальным стенам хребта. Ходившие по ней, рассказывают – как внезапно кончается сосновый бор, и открывается поразительной красоты величавый ледник, который наблюдаешь сверху.

 

Подобно птице Феникс

Древнее святилище Реком

 

Мы на пути к самому удивительному месту в Цее.

Древнее святилище Реком расположено в глубине Цейского ущелья, на высоте 1946 метров над уровнем моря. С незапамятных времен сюда приходят люди, чтобы помолиться или избавиться от тяжелой болезни.

Борис Басиев, хранитель святилища говорил:

«Женщинам сюда подходить нельзя. Для них отдельное святилище есть. Были случаи, когда в семье десятилетиями не было детей. Потом приезжали сюда, молились, и в семье рождались сыновья».

В самом начале мы говорили о тайнах. О том, что они существуют в мире. А в этой земле – особенно. Путешествуя здесь, ощущаешь это прикосновение к тайне – не столько даже в ощущениях, сколько воочию. Это те сакральные смыслы космических символов, сохранившихся в осетинской традиции, языке, обрядах и ритуалах, унаследованных от далеких предков. Они прошли сквозь бесчисленные века почти без изменений, охраняемые непреложным законом запрета – табу - на внесение каких-либо изменений.

В разное время были те, кто разрушал древние святилища и храмы, утверждая, что живой мир существует только на нашей земле, а вокруг лишь мертвый космос. А человек – это всего лишь плоть, которая умирает, исчезая навсегда. И якобы нет никаких высших сил, учителей, ангелов, и нет никаких миров, кроме нашего…

Утверждали это, несмотря на то, что существует по всей земле множество источников знаний, берущих начало в незапамятные времена. В том числе знаний об иных мирах, о мирах, существующих параллельно, о бесконечных вселенных и иных измерениях…

Древняя земля Осетии является местом необыкновенного взаимопроникновения этих миров, таинственных сил. И тесно связана с происхождением и историей великого и многострадального народа.

И, наверное, совсем неудивительно то, что здесь так трепетно сохраняются и передаются истории о чудесном происхождении древних святилищ.

И даже есть очевидцы таинственных и загадочных явлений.

Любой человек, кто приходит сюда, имея какой-то свой запас знаний, а больше – интерес и веру в уникальную религию осетин, без недоверия, серьезно и ответственно отнесется к их удивительным преданиям и святилищам.

Так что, вот вам легенда о возникновении дзуара – святилища Реком.

Помните, мы рассказывали об Уастырджи, покровителе мужчин, путников и воинов?

В давние-давние времена Уастырджи решил выстроить для осетин святилище из бревен, которые никогда не подвергались бы гниению.

И таким свойством отличались деревья в лесу по ту сторону гор. Уастырджи приказал своим волам перевозить оттуда бревна через гору против Рекома, где ныне ледник. Арбы нагружались сами собой, и волы шли без проводника по назначенному пути. Сложив лес, волы вернулись к Уастырджи, а из бревен сам собою выстроился храм, без помощи человеческих рук.

Это всего лишь одна из тысяч историй, легенд и преданий, сохраненных осетинским народом. Ниоткуда легенды не берутся, и каждая из них – откровение, открывающее или прячущее Тайну, существующую в горах священной земли Иристона.

Между прочим, согласно нартского сказания - главного литературного памятника древней Осетии – древний храм Реком был сотворен одною из трех слез Бога (из двух других слез сотворены известные храмы Мкалгабырта и Таранджелос).

Когда один из древних полумифических героев Осетии Батраз погиб, то Бог оплакивал его смерть, и слеза упала в Цейское ущелье, после чего и возник Реком.

Собранный без единого гвоздя и имеющий оригинальную архитектурную форму, деревянный Реком всегда представлял для науки огромный исследовательский интерес. Два века ученые хотят докопаться «до истины». Но что удивительно: пытаться пытаются, а воз и ныне там: многие стороны исследований до сих пор еще не раскрыты или являются спорными: дата постройки, этимология названия, философское и религиозное содержание храма.

Быть может, не все можно познать с помощью науки, которая гораздо «моложе» изучаемого строения? Это словно ребенок пытался бы понять свою столетнюю прародительницу.

Так или иначе, ученые спорят до сих пор, высказывая самые различные гипотезы, пытаясь свести их к «логическому» объяснению происхождение этого очень древнего строения.

По их, очень разноречивым данным, появление храма можно отнести и к XIV веку, и к тысячелетней давности. И даже к двухтысячелетней….

Но в одном ученые сходятся: в том, что в истории Рекома ясно выделяются три последовательных периода. Первоначально Реком возник как языческое святилище, превращенное потом в христианскую церковь, а затем последняя трансформировалась вновь в языческий дзуар.

Сейчас начнутся самые удивительные чудеса. Потому что будет происходить открытие тайны или хотя бы приближение к ней.

Дело в том, что в осетинском понимании храм не ограничивался одной постройкой. В понятие ХРАМА входит вся!!! окружающая природа - горы, лес, тропа, все ущелье, а также целый ряд строений, объединенных в единый комплекс.

Так вот – Реком – это не только собственно постройка! В это понятие некогда входило все Цейское ущелье (21 километр). И называлось в древности Ивард-Реком - Запретный Реком. Здесь находился сложный культовый комплекс, объединявший более десятка святилищ и мест молений. К центральному храму шла тропа паломников – «Рекомы над», которая начиналась у селения Бурон. Вступавшие на священную территорию проходили специальный обряд очищения, а присутствие здесь сопровождалось сложной системой запретов – «табу».

Строение Реком

«Реком» представляет собой бревенчатый сруб из целых бревен около 30 см в диаметре, покрытый низкой деревянной крышей, которая опускается широким навесом, поддерживаемым с двух сторон резными деревянными столбами. Столбы отличаются друг от друга по форме и увенчаны сверху художественно оформленными деревянными коньками, которые напоминают голову верблюда с вытянутой шеей. Причем коньки и балки, поддерживающие крышу, украшены типичным осетинским орнаментом.

Со стороны входа в строение вдоль стены закреплена широкая доска наподобие полки. На ней в большом количестве - головы жертвенных животных, рога оленей, черепа баранов и туров и просто кости. Тут же установлена аккуратная деревянная чаша, наполненная монетами и бумажными купюрами. «Никто и никогда под страхом смерти не дерзнет взять отсюда хотя бы копейку», - говорит наш проводник.

По сути, квадратное здание Рекома, окруженное овальной каменной оградой, имеет в своей основе универсальный архетип – мандалу, известную на Востоке как «карта мира», которая изображается при помощи круга и квадрата.

Иными словами, святилище – это Дом – многоуровневый космический символ.

В идее дома выражается модель вселенной и символическое строение человеческого тела. Дом символизирует упорядоченное и безопасное пространство. Дом – начало и конец человеческой жизни, символ движения человеческого рода по волнам бытия.

Именно дом с древнейших времен является центром мира, святилищем рода, где сосуществуют духи предков и живущие ныне. Поэтому дом по сути храм – защищенное пространство, вселенский центр, упорядоченный космос.

Считается, что высшей целью земной жизни является ее небесное духовное воплощение. И дом как вместилище духа – еще одно символическое значение, которое отражено в архитектуре домов-храмов - связь земного и небесного, стремление к высшему.

И через сакральную геометрию в мир человека входят космические измерения, спроецированные в вечное, священность мира, сотворенного и выраженного в земном плане.

И потому древние архитекторы, знавшие о воздействии формы на сознание, сооружали свои творения в виде мандал. Наиболее сложные формы подобных сооружений можно увидеть в Тибете, Индии, Непале.

Архитектурный замысел устанавливает соответствие между различными планами бытия, формой здания и его предназначением. Если архитектор следует сакральным знаниям законов геометрических форм, их проекций и соотношений, то построенное здание оказывается заряженным священной силой или энергией. И комбинацией форм в доме-мандале достигается эффект откровения, раскрытия в себе духовных планов.

Основным составляющими мандалы являются уравновешенные и концентрические фигуры, включающие в себя центр. Этот центр создает фокус для глубокой медитации. Это символическое выражение устремления к истинному духовному центру.

Все здесь, в Рекоме, неслучайно. И потому возникает такое вот трепетное отношение к древнему святилищу: мечты о соединенности бытия совершенно различных времен и народов – все мы живем по космическим законам. И древние это знали, потому и строили свои дома-храмы, учитывая формы и гармонии элементов стихии – эфира, воздуха, огня, воды и земли.

 

Внутри святилища

Попасть внутрь святилища можно только по большим осетинским праздникам. Например, в День рожденных за год мужчин – Кэхцгэнэн. Мы не смогли побывать внутри, но описаний, оставленных учеными, путешественниками прежних времен, оказалось достаточно, чтобы представить себе то, что скрыто от глаз обычного человека.

 

Внутри Рекома два помещения. С южной стороны - узкое и длинное, где было найдено большое количество сломанных стрел и их наконечников. Известно, что осетинские воины перед сражением совершали обет братания. Они ломали две стрелы и оставляли их в святилище, после чего становились братьями по крови. Обряд, несколько изменившись, сохранился и по сей день. Молодые люди перед уходом в армию приходят к Рекому и оставляют что-нибудь из личных вещей.

С северной стороны строения располагается широкое помещение святилища, слегка освещенное четырьмя окнами. Оно - для общения с богами.

Внутри на стене – полка с черепами жертвенных животных – оленей, баранов, туров. Тут же деревянная чаша с монетами и бумажными деньгами.

Считалось, что если оставить здесь какую-нибудь личную вещь, это принесет ее владельцу благосклонность богов. Традиция сохранилась и сейчас.

Говорят, загаданное тут исполняется.

 

Пожары и реставрации

Известный исследователь археологии и этнографии Осетии Е.Г.Пчелина записала интересную легенду. В ней говорится, что Реком подобен некому крылатому змею. Он прилетает, садится в глубине ущелий и улетает вновь.

А еще больше Реком напоминает птицу Феникс. Так как сохранившиеся легенды говорят о том, что храм множество раз горел.

При реставрации святилища в 1972 г. были исследованы вырытые по периметру шурфы, которые показали от двадцати до пятидесяти сантиметров земляной слой, содержащий горелые остатки. Это говорит о том, что легенды о пожарах Рекома - реальность, а значит легенда о сотворении храма из не гниющего дерева, привезенного из-за хребта, может быть настоящей историей.

Итак, как птица Феникс, храм Реком сгорал и вновь возрождался.

И обязательно возрождался в своем первоначальном виде. Предание говорит, что одним из основных правил не только полной реконструкции, но и каждого ритуального ремонта, которые должны были проводиться каждые 12 лет, было обязательно максимально точное воспроизведение заменяемого оригинала.

Все это рождает уверенность в том, что храм Реком донес до наших дней облик того скифо-сарматского времени.

Последний раз он Феникс «сгорел» в марте 1995 года, когда на месте святыни осталась груда пепла. Причины пожара так и не выяснили. Говорят, что это могло случиться от удара молнии. Но многие «увидели» в том роковом «горении» другое – более важное – что несчастье было вызвано грехопадением современного поколения, которое забыло о своих богах, и что за этим обязательно последует более страшное наказание.

И по большому счету, как же не думать о том, как много зла существует в этом мире…

И потому такие вот «предупреждения» неслучайны. И стоит каждому прислушаться к самому себе, понять – ради чего он живет, что делает на земле…

И святыню нужно было возвратить.

Из сегодняшнего дня! С учетом того, что современные знания не чета прежним. И люди, по сути – другие.

Это как в фантастическом фильме – реставраторам нужно было «вернуться» в то древнее время… Ощутить его дух, прикоснуться к тайне. Познать ее…

Кто скажет, что дух современного человека ниже духа живших две тысячи лет назад предков?

Никто же не скажет, что мы много на себя берем.

И что не имеем права прикоснуться к древним тайнам.

Они становятся открытыми тем, кто познает их с добрым сердцем и чистой душой.

Такими и были те молодые реставраторы во главе с архитектором С.Х.Джанаевым.

Никто и не говорит, что их тропа познания была легкой. Они искали знания везде – там, где можно было до них дотянуться – душой ли, сердцем ли, мыслями…

Сакральное знание оставалось на уровне легенд, которые рассказывали старики.

Книги, хранилища музеев, архивы… везде, где хранились хоть какие-то описания Рекома, побывали члены группы по восстановлению.

Трехлетний путь возрождения святилища стал для реставраторов своего рода инициацией, проверкой их физических и духовных возможностей.

Они восстановили проект святилища, реконструировали ритуальные формы поведения в священной заповедной зоне.

Происхождение названия «Реком»

На сегодняшний день сколько-нибудь обоснованного происхождения названия «Реком» не существует и превалирует «народная этимология», объясняющая «Реком», как производную от «Хурыком» (Солнечное ущелье) или «Ирыком» (Осетинское ущелье).

Лично мне очень нравится соотнесение с Солнечным ущельем. Тем более, к этому же названию можно прийти с помощью другого обоснования слова «Ре» - от слова «Ра» - солнце. И потому тоже получается – солнечное ущелье.

А если учесть к тому же то, почему выбрано именно это место для постройки святилища, то уверенности в правильности этого происхождения прибавится.

Ведь ученых всегда интересовал вопрос, почему именно в этом месте возникло языческое святилище. Согласно одному из предположений, древние обитатели этих мест остановили свой выбор на живописной поляне, наполненной солнцем, потому что она никогда не зарастала лесом. И не зарастает по сей день, хотя с точки зрения природного ландшафта видимых причин для этого нет. Возможно, эта необычная особенность и привлекла внимание первый строителей, как явление непонятное и сверхъестественное.


Культовое содержание святилища Реком

Каждый живущий, встречаясь с тайной, стремится раскрыть ее. И у каждого есть свой собственный внутренний мир, свое отношение к внешнему миру. Человек сам населяет свой мир теми богами, которые ближе его сути.

Осетинская религия имеет столько корней, сколько существовало на этих землях в различные времена народов и племен. И потому она, можно сказать, вобрала в себя столько всего, что привести это к какому-то одному знаменателю просто невозможно.

Словно мир в миниатюре – множество традиций, пришедших из разных тысячелетий.

«И среди всего этого понимаешь, что их верования выходят далеко за рамки язычества в чистом виде. И, быть может, на первый план выходит понятие о едином Боге, известным со времен древних ариев (в «Ригведе» - это «Единый, в своем дыхании», у древних иранцев - это «Абсолют Абсолютов», в буддизме и брахманизме - это «Единая бесконечная сущность» и т.д.).

Бог в понимании осетин гораздо величественнее, чем в известных мировых религиях, всепроникающий и вездесущий. Он не перевоплощается в конкретные образы, и потому всякое о Нем рассуждение - бессмыслица (например, поиски истинного имени Его, трона Его и т.д.). Он «в себе» сотворил Вселенную со своими светилами и планетами, Землю со всем, что на ней существует, и самое главное свое творение – Человека.

В помощь человеку и всему живому Бог посылает своих ангелов, главным из которых является Уастырджи - покровитель воинов и мужчин, тружеников и всех жизненных дорог. Хотя ангелов и много, но только одному Уастырджи дано видеть Бога в глаза, потому что он и есть «глаза» Бога, «взгляд» Бога, «свет» Бога, тот невидимый «божественный свет», который, пронзив мертвую планету, сотворил на ней жизнь». С. Джанайты

От местных старожилов, таких как Харитон Басиев (проживший 147 лет), археолог Пчелина Е.Г. собрала уникальные материалы об уже забытом древнем предназначении и содержании Рекома.

Основной функцией храма Реком было хранилище ритуальных вещей, особо ценных для осетин, передаваемых из поколения в поколение - чаши, котлы, оружие, доспехи достойных предков и т.д. В праздник в святилище заходил только один хранитель, выносил ритуальные принадлежности, необходимые для выполнения обряда, а также вещи знаменитых людей, которые помогали в воспитании молодого поколения, а затем, после праздника, все ценности заносились обратно в храм-хранитель.

 

Праздники в Рекоме

Чтобы смягчить гнев сурового Уастырджи, осетины каждый год в июне проводят в святилище праздник. Пиршества длятся неделю.

Хотя, конечно, современные праздники весьма отдаленно напоминают те, что проводились здесь, даже столетие назад. «Раньше праздник в святилище напоминал осетинские олимпийские игры, – рассказывают старейшины, – Молодежь состязалась в танцах, пении, скачках, стрельбе из лука, рукопашной борьбе. Тут же, в окрестностях прибывшие на праздник, люди имели временные жилища. В чугунных и медных котлах варили пиво, приносились жертвы: бараны, быки. Каждое село накрывало свой стол, и люди приглашали друг друга, посылая почетные бокалы».

Из каждого села приезжали жрецы. Босые, с непокрытыми головами и с маленькими белыми флажками в руках, они обходили ряды паломников, собирая предметы и ценности, чтобы оставить их в святилище.

На столе появлялись три осетинских пирога. Цифра три не случайна. Три пирога символизируют землю, солнце и воду. Когда на столе появляются два пирога, то люди собираются по печальному поводу – сотворить поминальный обряд. Это означает, что для умершего человека солнце навсегда исчезло. Даже в самом коротком застолье обязательно должны прозвучать три тоста. В бокалы либо рога животных наливают пиво, традиционный осетинский напиток.

«Да снизойдет на нас милость твоя, горный Уастырджи! Да исполнятся желания молящихся тебе, Уастырджи!» - с этих слов начинается любое осетинское застолье.

Кроме основного строения храма-хранилища к ритуальным сооружениям, объединенным единым названием «дзуар», относились и танцевальные площадки (симды фаз), находящиеся на территории вокруг самого храма.

На Симды фаз исполнялся ритуальный танец – живая мандала, в которой движениями воспроизводилась последовательность создания Вселенной, Земли и Солнца, единения духа и материи, зарождение жизни и человечества. Ритуальный танец Симд был своеобразной моделью мироздания, обозначенной в танце.

Сегодня праздник Рекома ограничивается одним застольем, но осетины мечтают о возрождении старых традиций, таких как танцы, песни, всевозможные состязания, которые вновь сделают красивым и величественным праздник святилища Реком.

 

Женские святилища

Поскольку Уастырджи покровительствует только мужчинам, женщины не имеют права приближаться к святилищу. И говорят, что в древности в случае ослушания представительницу слабого пола могли закидать камнями.

И потому женщины идут в другую сторону - к женским святилищам, расположенным в стороне. Хотя и они посылают к Рекому какие-либо свои вещи. Жрецы произносят над ними ритуальные молитвы, и благодать распространялась и на слабый пол.

После бесланской трагедии многие матери, потерявшие своих детей, отправляли дары к Рекому, чтобы погибшие попали в страну, где есть зеленые луга и чистая вода. Таковы в Осетии представления о рае.

«Мады Майрам» – святое место Божьей Матери. Маленький кубический сруб, покрытый толстыми досками и камнями, на груде камней. Через квадратное отверстие молящиеся кладут свои приношения. У подножия свалены турьи рога. Сруб окружен небольшим двориком.

Здесь есть две святыни Майрам: маленькая и чуть дальше побольше. К обеим Майрам ходят молиться женщины, желающие иметь детей. У маленькой молятся о даровании девочек, а у той, что побольше - о даровании и мальчиков и девочек.

 

Возращение древних знаний

Находясь здесь, в районе святилищ, понимаешь, что завеса тайны лишь приоткрыта, но многое еще закрыто от нас. И кто знает, что удастся понять о наших древних предках – об их светлых и чистых представлениях, о том, что там, за гранью веков… Одно несомненно – там кроются древние мудрые знания, которые если мы и не откроем, то можем найти их сейчас в себе, становясь более осознанными, терпеливыми в познании, в своем стремлении сделать себя и мир вокруг лучше. И тогда, наверное, Фениксу не придется сгорать в своем стремлении возродиться…

 

В сердце Кавказа

О Цее произнесено много слов. И не упомнишь, что говорили сами, что говорили другие…

«Для тех, кто приезжает сюда, Цей становится родным».

«Видели много чудес, но самое чудесное - Цей!!!»

«Цей, пожалуй, самое гостеприимное место во всех Кавказских горах».

 

 

В сердце Кавказа, посреди высоких гор Северной Осетии затаилось волшебное, трогательно камерное, пронизанное дружелюбием и древней историей ущелье с кратким и звучным именем Цей - густые леса, бурные речки, серебряные ледники, высоченные скалы, сияние близких и таких далеких звезд в ночном небе прямо над головой, необыкновенно вкусный, заваренный из горных трав чай на родниковой воде, нормальное человеческое общение… И рождается здесь спокойствие и умиротворение, возвращение утерянной способности видеть красоту, возвышенность чувств и веры в незыбленность вечного мира.

Здесь понимаешь, что свои дни, месяцы и годы стоит потратить на Жизнь…

Почему так происходит? Вроде бы просто – горы, воздух, вода… А ощущение от встречи со всем этим – словно от одухотворенного чего-то… И не суть в святом храме… Суть в ином – в собственном возрождении, возникновении близости самому себе, к тайному духу природы, ко всем людям.

Цей возвращает к жизни из существования.

Сколько бы тут не пробыл: три дня, неделю, месяц – все равно будет казаться, что всего этого мало. Потому что невозможно устать от Цея. Но уезжать приходится. И потому мы стремимся все успеть: насобирать целебных горных трав, налюбоваться, надышаться, находиться, напокоряться, напеться песен у костра…

Наша цейская сказка продолжается, потому что, однажды побывав здесь, хочется вернуться вновь. Очевидно, прав был тот путник, который сказал нам это в самом начале нашего приезда сюда.

Не всех принимает Цей, а лишь тех, кому важна его собственная жизнь. Кто добр, кто ничего не жалеет для другого.

И для тех, кто мечтает выздороветь. Потому что здесь совершенно особая энергия, которая создается и концентрируется горами, и человек, попавший в ее излучение – выздоравливает.

Цей для тех, кто очень мечтает заглянуть в яркое, пронзительно синее небо!
Здесь, говорят, случаются удивительные видения… Когда скалистые снежные вершины, сияющие на солнце, вдруг перекрываются туманом, и кажется, что гор тут уже нет, а ты находишься в ином мире, среди облаков… Безумное умиротворение может длиться сколько угодно – насколько ты смог зафиксировать этот момент в своей памяти…

Минуты проходят, и вдруг, словно ниоткуда над той грядой гор, которая только что стояла перед твоими глазами, из облака вдруг проявляются горы, гораздо более высокие… в том месте, где только что было просто небо. Мерцающая гора исчезает необъяснимо, и вдруг вновь проявляется – на том же месте, и в этом раз она еще выше…

Что это? Просто визуальный глюк? Или быть может, нечто иное? Быть может – эти видения – что-то из того прошлого, к которому ты прикоснулся в Рекоме? Или дальше – из самой зари этой земли?

В мире так много тайн. И так здорово, что они – существуют, загадывая свои загадки, подсказывая, что мир наш гораздо больше, чем мы думали прежде. И богаче, ярче, сильнее. И самое замечательное в наших мыслях – мы принадлежим ему!

 

 

Приглашаем Вас на наши семинары в Цейском ущелье!

Присылайте заявку в произвольной форме любым удобным способом и  ждите от нас дополнительную информацию!

По электронной почте на адрес: borisaura@mail.ru или на наши аккаунты в соцсетях: - в Одноклассниках, - ВКонтакте,

WhatsApp и Viber: +7(988)-737-71-28

В заявке укажите: 1. Фамилия, имя, отчество; 2. Дата рождения; 3. Город проживния; 4. Электронная почта (для того, чтобы мы могли выслать вам информацию); номер телефона для связи; 5. Укажите, на какой из семинаров хотите попасть.

 

 

 


Цейская сказка - видеофильм Бориса Кольченко:

 


 

фоторепортаж из Цейского ущельясмотрите здесь

 

 

Руководитель семинара – Кольченко Борис Павлович.
Заявки подавайте по электронной почте:
borisaura@mail.ru


Перейти:

Главная. Архив рассылок. Семинары.  Уллу-Тау. Отзывы участников семинара в «Уллу-Тау. Безенги. Отзывы участников семинара в Безенги. Шхельда. Отзывы участников семинара в «Шхельде». Новый Афон. Отзывы участников семинара в Новом Афоне. Скорая помощь. Продукция. Вопросы и ответы. Места силы. Творчество. Борис КОЛЬЧЕНКО. Марина БОНДАРЕНКО. Алина БАГАЗОВА. Волшебные силы природы. Статьи травницы Ольги Климовой. Копилка волшебного опыта. Питание. Секреты вечной молодости. Магические уроки