Борис КОЛЬЧЕНКО. Недоросль современности.Недоросль современности

 

«Единственной моей мечтой было вырастить сына. Ради него я отказалась от всего на свете. Развелась с мужем пьяницей. Не стала выходить повторно замуж, хотя мне несколько раз делали предложения. Чтобы хоть как-то улучшить материальное положение, пошла на стройку, где платили более-менее прилично. Все делала для того, чтобы сын учился. Ограждала его от любой домашней работы: мытья полов, приготовления пищи. Только бы учился. Но он, словно назло, учебники совершенно забросил. Школа стала ему ненавистна.    
       Я хорошо помню, как мы учились в школе. У нас не было компьютеров и чудо-техники, которой сейчас забит весь дом, но зато у нас было серьезное отношение к учебе: мы не прогуливали, трепетно относились к тому, что говорят учителя. А  сейчас? Смотрю на своего сына и не пойму, откуда в нем этот снобизм, высокомерие, непочтительность к старшим. Как я не пытаюсь урезонить его, у меня ничего не получается. Он огрызается, хамит, делает все наперекор.  Что из него выйдет, не знаю. Его отношение к жизни стало для меня настоящей трагедией. Не сплю ночами, переживаю, не могу отделаться от мрачных мыслей. Уже и сердце не выдерживает от постоянных слез. Чувствую, как жизнь уходит из меня. Ну, ладно, не станет меня, а  вот что будет с ним? Кому он нужен?  Сумеет ли он найти свое место в жизни?»

Ирина В.
 
     Подобных писем приходит много. Значит, описанная ситуация – не редкость. Сплошь и рядом мы сталкиваемся с «непочитанием» старших и набившими оскомину фразам: «Ну и молодежь нынче пошла!», или  «Мы были другими!». Эта песнь стара, как мир. Новое поколение всегда отличалось от предыдущего своим новаторством. Но если во времена седой древности различие в мировоззрениях поколений зиждилось на соблюдении или несоблюдении каких-то моральных норм, то теперь все сильнее ощущается влияние научно-технического прогресса. Компьютеризация общества – не вымысел фантастов, а обычная реальность. Виртуальные миры захватили умы молодого поколения. Хорошо это или плохо,  другой вопрос. Но реальность такова, что с ней приходится считаться.
       Все родители желают видеть своих детей счастливыми, благополучными. И ради этого делают все возможное, чтобы оградить их от тягот жизни. Выполняют за них любую домашнюю работу – только бы они учились и радовались тому, что им созданы такие шикарные условия для получения образования. При этом часто напоминают, в каких тяготах протекало их детство. Но зачастую их несовершеннолетние чада принимают подобную заботу как должное, требуя все больше и больше – внимания, денег, любви. И проявляют недовольство, если желания не исполняются. Как ни странно, именно благоприятные условия порождают лень и приводят к деградации.
       Как-то раз к нам приезжала мама с двумя детьми. Они из нее веревки вили. Закатывали истерики по любому поводу: «Купи то, дай это». Только и слышалось: «Хочу, хочу, хочу»… Самое интересное, их требования в конце концов выполнялись. Мать в отчаянии кидала в их сторону кошелек со словами: «Покупайте, что хотите, только оставьте меня в покое». И покой был обеспечен на короткое время, но вскоре все повторялось снова. На требования матери помыть за собой посуду или что-то сделать, летело: «Отстань, нам некогда...»
       Ради иллюзорного благополучия родители ограждают детей от трудностей. Им кажется, что так проявляется вся их любовь.  Но так ли это? Решая все без исключения проблемы ребятишек, вы превращаете их безвольных, безынициативных, никчемных и неприспособленных к жизни людей. Ведь наступит момент, когда не вам, а им самим предстоит столкнуться с прозой жизни, а они не приучены к этому. Сколько ломается судеб, из-за того, что в нужный момент не оказывается рядом тех, кто всегда выручает и поддерживает. Поэтому первое, чему надо учить детей, –  самодостаточности и ответственности за свои поступки.
       Не хочет учиться? Так это потому, что  все еще продолжает надеяться на вас: ведь вы подстелете соломку, когда он будет падать. Ведь в подобных ситуациях вы его уже не раз выручали.
       У одной нашей знакомой сын-недоросль, не имеющий склонности к учебе, был пристроен в колледж. «Нам лишь бы «корочку» иметь на руках», - сказала мать.  Первая сессия началась с провалов. Мама ринулась на выручку. Думала, что 200 рублей будет преподавателю достаточно, чтобы «улучшить успеваемость». Но в ответ услышала: «Эта услуга стоит дороже!».   
       Не знаю, какой специалист получится от подобного образования. Но то, что дипломы многих вузов совершенно не котируются, - общепризнанный факт. И все из-за того, что мы любой ценой хотим, чтобы у наших детей были «корочки», а не знания. Хотя знания знаниям - рознь. Можно забивать свою голову бесполезной информацией и не уметь применять эти мертвые  «знания» в жизни. А это чаще всего и происходит в наших учебных заведениях, в которых консервативные преподаватели все еще ориентируются на ценности вчерашнего дня, не желая замечать, что мы вступили в новую эпоху и возврата к старому уже не будет.

Вот что пишет по этому поводу доктор социологических наук Сергей МЯСОЕДОВ:

«Наше образование, прежде всего, ориентируется на усвоение огромного количества готовых материалов. Западная школа – на поиск собственных решений. Собственные решения, даже слабые, ценятся куда выше, чем повторение сделанного другими. Это определяет и построение учебного процесса. Лекции, рассчитанные на запоминание, требуют массу времени. Самостоятельный поиск и обобщение требуют минимума занятий в аудитории, но больших самостоятельных усилий. Поэтому когда российские студенты, не приученные к самостоятельности, приезжают в европейский университет и обнаруживают, что количество занятий в классе составляет 6-8 часов в неделю, начинаются жалобы родителям, что «здесь их не учат», здесь сплошные каникулы. Затем приходит сессия, сплошь состоящая из защит самостоятельных проектов, и наши студенты-отличники начинают набирать «хвосты». 
       Дети интуитивно чувствуют, что наша система образования зашла в тупик. Она оторвана от жизни, но мы свято верим в нее и терроризируем своих детей, за то, что они бунтуют и требуют другого.
       Ну а то, что вы создаете «благоприятные условия» для их учебы – порождает потребительские  и иждивенческие качества. Поэтому не лишайте своих детей трудностей. Не хотят учиться, пусть идут работать. Лишите их «пряников», не поощряйте их бездействие. В таких случаях без «кнута» не произойдет становления личности.
       И еще. Почему вы должны убивать себя вечными расстройствами и переживаниями? Почему вы живете только ради своего ребенка, а не ради себя? Почему вы забыли о своем собственном росте и о собственном предназначении? И, наконец, почему вы так не доверяете своему ребенку и лишаете его инициативы? Дайте возможность и ему обрести себя, дайте возможность ошибаться и самому отвечать за свои ошибки. Не лишайте его этого права. Нити управления жизнью должны быть в его собственных руках. И чем раньше вы это сделаете, тем будет лучше. Иначе вы погубите ребенка окончательно.
      Вам, конечно, страшно решиться на такой шаг. Но иного выхода нет.

Борис КОЛЬЧЕНКО

 


Перейти:

На главную

Творчество

Список публикаций автора

Познакомьте с этой публикацией Бориса Кольченко своих друзей и знакомых! Предложите им подписаться на нашу электронную газету!

 

 

 

Яндекс.Метрика