Борис КОЛЬЧЕНКО.Путешествие по Индии. Знаки несбывшихся надежд.

 

Вероника шла в храм и вдруг услышала, что кто-то окликнул ее, хотя рядом никого не было. От неожиданности она оглянулась, продолжая идти по узкому деревянному мостику через реку Гаутама Ганга. Одно неосторожное движение – и нога соскользнула с доски. Девушка потеряла равновесие и в ту же секунду очутилась в воде.

- Ну разве можно так шутить? – с обидой в голосе закричала она, вылезая из реки.

- К кому ты обращаешься? – спросил я, подойдя поближе.

- Как к кому? К Бабаджи! – ответила она, удивляясь тому, что я не понимаю элементарных вещей. – Это его проделки. Только вот не пойму, из-за чего же мне такое наказание досталось сегодня. Наверное, из-за того, что поленилась встать рано утром для омовения…

Я уже заметил: все происходящее в ашраме Бабаджи, вплоть до самых мелких и незначительных событий в повседневной жизни, связывалось с проявлением его воли, хотя гуру уже много лет пребывает в иных мирах. Причем каждый по-своему расшифровывает смысл этих знаков, руководствуясь в основном своими познаниями и суевериеми.

Так, в день моего приезда в Хайдакхане долгое время не было электричества. Окрестные горы погрузились в сумерки. Настало время идти на вечернюю медитацию, а свет все не загорался. Меня удивило, что все пребывают в спокойствии и не суетятся из-за отсутствия электричества.

- Значит, Бабаджи хочет, чтобы мы не торопились сегодня с молитвой, – донесся до меня чей-то голос из темноты.

Вскоре лампочки в помещении храма заморгали и наконец ярко осветили его.

В тот момент у меня возникло сомнение, насколько верно трактуются знаки, которые якобы даются свыше. Ведь зачастую каждый видит в них что-то свое. Даже падение Вероники в реку все истолковали совершенно по-разному. Одна девушка решила, будто это наказание за грехи, другая, наоборот, расценила произошедшее как благо, как знак того, что Бабаджи удостоил ее своим вниманием и таким образом «очистил карму».

Я вспомнил, как совсем недавно вместе с группой духовных искателей шел по древнему индийскому городу Харедвару к храму, находящемуся на вершине горы. Расспросив местных жителей о том, как лучше добраться до него, мы выбрали кратчайший путь для подъема. Пройдя по дороге метров сто, все вдруг обратили внимание на спускающуюся с дерева обезьяну. Она была совершенно лысая – скорее всего, от какой-то неизвестной нам болезни. Не реагируя на наши шумные возгласы, обезьяна перебежала через дорогу и скрылась в зарослях.

- Нам дальше идти нельзя, – вдруг заявила одна женщина, у которой неожиданно для всех открылся дар ясновидения.

- Это почему же? – спросили мы.

- А мне сон нехороший приснился сегодня. Я увидела своего бывшего мужа. Он тоже был лысым и злым, как черт. Всю жизнь мне попортил своими выходками. Эта обезьяна напомнила о нем. Не случайно ведь он мне привиделся именно сегодня.

- А причем здесь обезьяна и дорога, по которой мы идем?

- Как причем? Да это же знак! Если лысое существо перебегает дорогу, то  быть беде. Надо поворачивать обратно или идти в обход по другой тропе. А эта дорога закрыта для нас.

Приведенные «аргументы» убедили всех. Я же, не видя связи между лысой обезьяной и дорогой к храму, продолжил свой путь. А вечером узнал о том, что та «ясновидящая» повредила себе ногу, когда перепрыгивала через канаву. Видимо, ее трактовка увиденного во сне была не совсем удачной. Вот и поплатилась за свою неразборчивость в знаках.

И вот снова я сталкиваюсь с вольной трактовкой знаков уже в ашраме Бабаджи. После вечерней медитации мы расположились на террасе и делились впечатлениями прошедшего дня.

- Так доверять или не доверять знакам на пути? – спросила Вероника.

У каждого из нас было свое мнение на этот счет. Большинство присутствующих считали, что все происходящее с нами в повседневной жизни имеет некий скрытый смысл.

Например, чтобы войти в здешний храм, надо согнуться, так как дверной проем слишком низкий. И сделано это не случайно. Поклонился – вошел! Высокомерные же люди не замечают этого – их мысли витают слишком далеко. Что ж, это их дело. Они уверенно шагают в храм, ни о чем не подозревая. И вдруг – бац! Удар о дверной косяк мигом сбивает с них спесь. Урок оказывается впрок – в следующий раз ведут себя более осознанно и преклоняют голову, заходя в святое место...

 

 

В ашраме каждый знает о том, что Бабаджи любил шутить и часто играл со своими учениками, как с детьми. Его шутки были безобидными и веселыми, но иной раз чрезмерно болезненными для самолюбия. Часто, не выдерживая давления на эго, люди уезжали и вновь погружались в привычную среду, в которой тепло, уютно и никто не вторгается в сокровенный мир души. Пусть даже этот мир полон грязи, нереализованных амбиций и безмерных желаний. Но все это свое, доморощенное, охраняемое.

Бабаджи был великолепным мастером чистки человеческих душ. От его взора не могла укрыться ни одна мысль, зародившаяся в голове.  В его присутствии было бесполезно лгать, прикидываться высокодуховным и нравственным. Известно, что люди хотят казаться лучше, скрывать от других свои комплексы и пороки даже под маской религиозности. Они могут с педантичной точностью выполнять ритуалы, петь мантры и в то же самое время продолжать источать негатив, разрушающий в первую очередь их самих. Такой самообман далек от истинной духовности.

Потому Бабаджи разбивал амбициозность человека всеми доступными ему средствами. Он создавал такие ситуации, при которых человек видел всю абсурдность и никчемность своего фальшивого существования. Он побуждал к действию, к внутренней революции, к достижению предельной чистоты и ясности ума.

Из этих соображений он мог заставить министра или управляющего банком чистить картошку на кухне, мыть полы в туалете. Такой прием всегда срабатывал. Тот, кто сумел преодолеть рубеж самоограничений, в конечном счете обретал возможность целостного восприятия мира. И отныне все, что происходило в жизни, принималось позитивно, с благодарностью.

Амбиции – страшная сила. Они могут привести даже к самоубийству, как это произошло со знакомым профессором философии. Долгие годы он преподавал марксизм-ленинизм в престижном московском вузе. Был почитаемым человеком.  После развала СССР подался в Германию, чтобы в полной мере насладиться благами западной цивилизации. Думал, будто там его примут с распростертыми объятиями. И как человеку заслуженному тут же предоставят все то, чем славится богатое капиталистическое общество. Но за кордоном его обширные философские познания марксизма оказались невостребованными. Немцам понадобились специалисты другого профиля. Возраст для переквалификации у профессора был уже не тот. И ему предложили ухаживать за свиньями на ферме. Вынести такого оскорбления профессорское эго было не в силах, в тот же день человек повесился…

Приезжающие в ашрам люди на себе испытывают влияние идей Бабаджи, даже если и не являются его преданными. И не столь важно, дает ли он напрямую указания о том, как надо действовать в той или иной ситуации, или это исходит из собственного разума.

Важно то, что человек получает опыт, который трансформирует его сознание, освобождает от всего, что мешает жить в любви и радости.

 

 

После публикации моей первой статьи о Бабаджи пришло письмо от Натальи В. из Москвы, в котором она делится своими воспоминаниями о поездке в этот ашрам:

«Возможно, эта история плод моего воображения, а возможно – и нет.

Поездка в ашрам Бабаджи была идеей моего близкого друга Данила. И, надо сказать, не просто идеей. Это была его мечта! А мечты ведь могут сбываться...

Жизнь в ашраме течет по законам, установленным еще самим Бабаджи. Подъем до восхода солнца, омовение в священной реке Гаутама Ганга, огненные церемонии, священные песнопения и, конечно же, карма-йога - труд на всеобщее благо.

Для меня чудеса начались именно с карма-йоги – безвозмездного служения, которое включает в себя выполнение различной несложной, но необходимой работы в течение дня.

Я мало что знала о Бабаджи и даже не представляла, как он выглядел внешне. До этого момента меня совершенно не интересовали восточные учения, а вот мой друг всеми силами пытался заинтересовать меня этим гуру. По дороге в Хайдакхан подумала: «Хоть бы посмотреть на его изображение». Так вот, первым нашим заданием была инвентаризация в магазине ашрама фотографий Бабаджи. Забавно и интересно! В течение двух дней я увидела сотни его снимков!

А вот Данила из всех возможных видов работ больше всего смущало мытье туалетов. И ведь именно это оказалось его вторым заданием. Я же тем временем мыла храм и продолжала лицезреть изображения Бабаджи уже со стен.

Необходимость соблюдения в ашраме ряда правил Данилу пришлась не по вкусу. Ранний подъем, юбка-лунги вместо привычных джинсов вызвали протест в его душе. Одним словом, подчиняться правилам он отказался, что, в свою очередь, вызвало недовольство у живущих в ашраме бабаджистов, и вскоре на общем утреннем собрании публично было заявлено о недопустимости хипповского облика Данила, оскверняющего святыни ашрама.

Надо отметить, что к этому времени он уже успел пару раз со всей дури удариться лбом о низкую притолоку храма и еще где-то умудрился рассечь губу. В общем, плохо ему там пришлось.

Сразу же после публичного обвинения на собрании с отчаянием в голосе он сказал:

- Все пространство вокруг говорит мне: надо отсюда валить!

Насколько Данилу было плохо в ашраме, настолько моей душе там было комфортно.

И как можно покинуть это место, даже не побывав на священной горе Кайлаш?! Я уговорила Данила остаться в ашраме еще на один день, чтобы сразу же после восхождения уехать в другое место.

На Кайлаш мы пошли в сопровождении опытного гида из касты браминов, будущего пуджария (священнослужителя). Я знала, что путь в один конец составляет около четырех часов ходу, но не придала этому особого значения. После походов к подножию Уллу-Тау мне было море по колено. Но, ой, как я ошиблась!

 

 

Вершина горы, видимая снизу, оказалась вовсе не вершиной, а только половиной пути. С колотившимся сердцем через какое-то время удалось справиться, дыхание восстановилось. Вокруг открылась непередаваемая красота, величие и… тишина, такая царственная, умиротворяющая, гармонизирующая. Так бы и остаться здесь созерцать все это великолепие, но надо ведь идти вверх и вверх.

Дыхание стало спокойное. Все вроде бы хорошо. Но тут новая напасть – ноги отказались слушаться. Они просто не поднимались. Над головой безмятежно кружила парочка орлов, и у меня появилось желание расстаться с телом, чтобы так же легко, как эти орлы, взлететь вверх, на вершину горы.

Данил проявлял необыкновенную заботу: был всегда рядом, давал мне руку. Но я чувствовала, что если возьму его руку, то просто паразитически повисну на ней, и силы действительно уйдут. Поэтому сказала: «Я сама!».

Да, было твердое понимание, что этот путь должна преодолеть только сама. Это было единственным моим желанием на тот момент, и оно осуществилось!

А дальше было вот что. Гид провел пуджу в храме. И когда предложил поднести богу символическую плату, оказалось, что маленькой сумочки, обычно висящей у меня на шее, нет. А в этой сумочке, проявляя необходимую в Индии бдительность, мы хранили наши паспорта, авиабилеты и деньги. Но паниковать в тот момент я не стала, подумав, что все это оставила у себя в комнате. Зачем тащить на Кайлаш паспорта, авиабилеты и деньги?   

  Когда мы спускались, мне вдруг стали чудиться знаки на пути: два раза под ноги попадались палки-рогатки, расположенные острым концом вверх на гору. И когда в третий раз вылетевшая из под ног и перевернувшаяся в воздухе палка, которую я поймала на лету, снова оказалась такой же формы и с таким же расположением – острым концом на гору, – я остановилась и спросила нашу немногочисленную группу, как они считают, чем это может быть? Пришли к заключению, что это точно не трезубцы Шивы – предвестники кончины. И пошли дальше. Я успокоилась и больше никаких знаков не видела.  

Вернувшись в келью, мы обнаружили, что сумочки здесь нет.

У меня не возникло паники. Наоборот, пришло какое-то спокойствие. Я чувствовала, что все разрешится хорошо. Стали вспоминать подробности. Никакого намека, словно со мной случилась какая-то амнезия. Но то, что мы  остаемся в ашраме, было очевидно. С горем пополам мы объяснили нашему гиду на ломаном английском суть беды. Он тут же вызвался нам помочь и отправился в гору. Похоже, палки и были стрелками-указателями, которые должны были обратить наше внимание на место потери.

Я лежала в своей келье. То ли дремала, то ли это было пограничное состояние между сном и бодрствованием, но вначале отчетливо «увидела» улыбающееся лицо Бабаджи: добрые, смеющиеся глаза, лукаво подмигнувшие мне. Затем услышала крик: «Мадури! Мадури!». Так звали русскую девушку, живущую в соседней комнате. Но я точно знала, что крик не для Мадури, а для меня. Тут же вскочила и вышла в холл. Там стояла группа деревенских мальчишек, нашедших мою сумочку».

 

 

Да, бывают знаки на пути, как в этом случае. Но иногда люди превращают себя в рабов знамений, принимая обычные суеверия за нечто важное, предвещающее беды. Это особая форма страхов, когда боязнь грядущего настолько велика, что не дает возможности спокойно жить как в настоящем, так строить планы на будущее. Кстати, эти страхи мешают видеть реальные знаки.

Другой момент. У многих людей отношение к духовности столь серьезное, что они превращаются в неких запрограммированных роботов, постоянно ждущих указаний свыше. Во всем они видят какие-то знаки, некие символы, которые разгадывают, словно ребусы.

Но мы видим лишь то, что желает видеть наше эго. Любое событие оно истолковывает так, чтобы подчеркнуть собственную значимость, да еще получить индульгенцию на то, чтобы действовать от имени самого Бога. А уж если что-то произойдет неблагоприятное, то всегда есть повод свалить ответственность на того, кто является режиссером. Или манипулятором.

Вся наша жизнь есть выбор. Пойдешь направо – получишь то-то. Пойдешь налево – получишь другое. Что именно? В этом-то и кроется весь секрет человеческого существования. И даже, казалось бы, на первый взгляд неблагоприятное событие может открыть вам такие перспективы, о которых вы даже и не мечтали. Поэтому остается просто довериться существованию и с благодарностью принимать все то, что оно вам дарит.  А если подарки вам иногда не нравятся, то принимайте их с юмором. Все равно деваться-то некуда.

Ну а знаки, которые всегда встречаются на пути, не стоит расшифровывать умом. Интуиция – самый надежный навигатор. Стоит доверять только ей, а не всякого рода измышлениям, чаще всего основанным на предрассудках и суевериях. Они уж точно приведут вас в мир несбывшихся надежд.

Не опирайтесь на чужие костыли!

Борис КОЛЬЧЕНКО

Продолжение.


Перейти:

На главную

Творчество

Список публикаций автора

Познакомьте с этой публикацией Бориса Кольченко своих друзей!

 

 

Яндекс.Метрика