Борис КОЛЬЧЕНКО. Путешествие по Индии. Простота жизни.

 

Утреннюю тишину нарушило пиканье мобильника. Я посмотрел на часы: ровно четыре.

«Не спится же кому-то в такую рань», – подумал я. И только собрался перевернуться на другой бок, как все вдруг вскочили со своих матрацев и начали куда-то собираться.

«И зачем я только согласился поселиться в общей комнате, ведь была же возможность жить одному?!» – пронеслась в голове очередная мысль, которая тут же сменилась другой: «Надо все принимать, как есть, и не устанавливать в ашраме свои порядки».

Сон тут же прошел. Я молча оделся и поспешил вместе со всеми к реке.

Купание в Гаутаме Ганге в одно мгновение смыло негативные мысли и наполнило такой энергией, что захотелось свернуть горы.

- Это всегда так бывает, – заметил подошедший ко мне Эндрю Майкапар. – Трудно втягиваться в непривычную обстановку. Но потом вдруг понимаешь, что все это начинает нравиться, и с радостью включаешься во все происходящее вокруг, потому как оно наполнено смыслом. Неизвестно, откуда приходят силы. Но приходят они не для услады собственного тела, а для служения людям. Ну а теперь идем за благословением Бабаджи!

Мы поспешили в храм на утреннюю медитацию. Сидя на коврике в углу помещения, я стал наблюдать за людьми. Казалось, что их ничто не волнует и не заботит. Лица умиротворенные, улыбающиеся, доброжелательные. День начинается в радости и предвкушении гармонии с собой и окружающим миром.

Пение мантр начисто выветрило из головы все мысли. Из наблюдателя неожиданно для себя я превратился в участника церемонии. Полтора часа  пролетели, словно одно мгновение. И только после того, как разнесли прасад, состоящий из конфет и орехов, я вновь ощутил течение времени.

Все жители ашрама занялись работой, то есть выполнением карма-йоги. Распределяла задания Локону Кари. Одним поручила мостить дорогу, другим – красить стены, третьим – готовить пищу на кухне. Никто не спорил и не говорил, что хотел бы делать нечто другое. Любая работа, даже самая грязная, считается здесь служением и должна выполняться  с радостью и вдохновением.

- А тебе сегодня полагается отдых, – сказал Майкапар. – Первый день для адаптации. Можно походить по окрестностям, пофотографировать, подружиться с местными жителями,  привести в порядок личные вещи. Ну а завтра уже, как все...

Я не стал возражать. С фотоаппаратом отправился по окрестностям, обнаружив там много интересного. Наибольшее впечатление на меня оказала прогулка к подножию священной горы Кайлаш. До вершины все же не добрался, но хождение по извилистым живописным тропам доставило немало удовольствия.

На другом берегу реки  Гаутама Ганга я обнаружил 9 храмов, построенных еще при жизни Бабаджи. Стоял полдень, в это время в них никого не было, и я испытал такое блаженство от их посещения, что словами этого невозможно передать. Один на один с Бабаджи – для Индии это круто!

Рядом с храмовыми постройками находилась пещера – именно та самая, в которой местные жители впервые обнаружили Бабаджи. Ее облагородили полированным камнем, а стены украсили орнаментом, цветами и индуистскими символами. Некоторое время я сидел в тишине, думая о том, что оторванность от цивилизации вовсе не делает человека оторванным от жизни. Скорее, наоборот. Именно здесь начинаешь понимать всю ее многогранность и ценность, и возникает непреодолимое желание сделать этот мир немного лучше. Не случайно работа на общее благо является в ашраме одним из самых важных правил. Все эти храмы и ашрамные сооружения были воздвигнуты людьми на голом энтузиазме, даже без использования строительной техники. Те, кто приезжает в ашрам, – а это люди с самых разных стран, – включаются в общую деятельность.

Вот и сегодня небольшой группе итальянцев и украинцев Локона Кари дала задание таскать камни с реки, чтобы расчистить дорогу к храму для транспорта. После каждого проливного дождя река приносит новые, и их здесь приходится постоянно убирать. Работа не из легких. Каждый булыжник весит десять, а то и двадцать килограммов. Так что в день каждый перетаскивает по несколько тонн груза.

Подойдя к ним, я поинтересовался, как продвигается их работа.

- Удивительное дело, но в моей голове нет никаких мыслей, – рассказал Виталий из Киева. – А раньше в ней был такой хаос, что я просто не знал, как от него избавиться. Оказалось все так просто: нагружай себя работой – и ум моментально успокаивается.

Вечером я все-таки спросил у Кари:

- Неужели такая деятельность каким-то образом способствует духовному росту?

Она, улыбнувшись, ответила:

- Действительно, это так. Люди берегут свои тела, не нагружают их должным образом, отчего они становятся вялыми и неприспособленными к жизни. А если потрудиться как следует, то тело в конце концов крепнет и здоровеет, болезни покидают его, а ум становится восприимчивым для новых идей. Посмотрите, что происходит в городах: люди страдают от пресыщенности, от депрессий. Причина их в том, что они стремятся к получению удовольствий, не желая тратить собственные силы. Есть еще и другой момент карма-йоги. Любой труд должен быть осмысленным. Например, перетаскивая камни с одного места на другое, мы осознаем, что выполняем полезное для общества дело. Именно это  дает нам энергию и космическую поддержку, а значит, будет огромная польза для нашего тела. И, напротив, делая что-то с негативным настроем, мы тем самым разрушаем себя. Любая работа должна быть в радость и выполняться с любовью. Даже мытье туалетов.

Бабаджи говорил:

«Не сидите без дела! Сейчас – век действия.  Покажите миру идеальную деятельность. Работа есть поклонение. Служение человечеству – это и есть служение и поклонение Богу.

Существует много видов йоги, но карма-йога имеет превосходящее значение. Вначале должна идти карма-йога, и только затем могут добавляться другие виды йоги.

Если вы научитесь правильному действию, вы сможете все. Действие – это высшая йога. Вы должны продвигаться вперед через действие. Все великие, приходившие в мир, достигали продвижения через карма-йогу. Единственным путем к обретению реальной силы является действие.

Карма-йога учит вас вести истинную жизнь. Только она способна преобразить мир. Бездействие – причина всех страданий и бед. Тяжелый труд приносит счастье, а лень приносит боль.

Обучайте своих детей карма-йоге, чтобы они могли стать людьми с добрыми и сильными характерами. Благодаря карма-йоге человек никогда не упадет, но будет подниматься все выше и выше. Нет плохой или низкой работы, если работать в должном настрое. Карма-йога – ваше первейшее дело. Это вечный, незыблемый путь».

В Индии имеется множество идеологий и философских учений. Некоторые из них проповедуют пассивный, созерцательный образ жизни. И такая оторванность от повседневных дел зачастую приводит к деградации. Человек становится до того неповоротливым и ленивым, что его перестает увлекать даже духовность. Он впадает в некое сомнамбулическое состояние, вырваться из которого бывает порой невозможно. Бабаджи, напротив, ассоциируется у всех с движением. Он, словно горный поток с Гималаев,  вдохновляет к жизни и деятельности. Но не той деятельности, которая направлена только на личное обогащение и удовлетворение телесных запросов. Должно быть нечто такое, что раскрывает душу.

Человеку для жизни не так уж много и надо. Стоит заглянуть в комнатку, где жил Бабаджи, чтобы убедиться, что он обходился  малым. Она без излишней утвари. Скромная обстановка, порядок, чистота, минимум личных вещей. Каждое утро он предавал огню что-либо из своей утвари, тем самым напоминая себе и другим, что все в этом мире  преходяще, временно, и не стоит цепляться за материальные богатства. В итоге все превращается в прах и пепел, в том числе наши собственные тела.

Материальный мир не должен привязывать человека к себе. Иначе богатства духовного мира автоматически закроются. Об этом не раз говорил Бабаджи:

«Зачем вы привязываете свои умы к преходящим вещам этого мира? Когда человеческие существа приходят в этот мир, они забывают о своем долге и впадают в привязанность к понятиям «мне» и «мое». Вы принадлежите целой вселенной. Есть ли в ней место для понятий «я» и «мое»? Только заботясь не об отдельном человеке, а обо всей вселенной, можно принести миру пользу. Вы должны отдавать свое время и энергию на благо всей вселенной. Что бы вы ни делали – совершайте это с целью принести благо всем».

Бабаджи говорил, что современный мир находится на грани гибели – Махакранти. Большинство людей даже не задумываются об этом. И в своем сонном существовании не в состоянии подняться до понимания происходящего. Никому не хочется верить в то, будто от него что-то зависит. Такая позиция губительна для человеческой цивилизации.

«Разрушения на Земле будут происходить по двум причинам: потому что люди по-прежнему думают только о своем «я» и потому что все хотят быть «большими», и никто не хочет быть «маленьким».

Ну а каждый «большой» человек желает окружить себя большими материальными благами. Строит огромные особняки, обзаводится машинами, яхтами, самолетами, драгоценностями. Остановиться в этой гонке человеческих амбиций невозможно. Борьба затягивает и отбирает все силы. И это ради  удовлетворения собственных телесных потребностей. О душе, духе забыто.

Первое, что делал Бабаджи с теми, кто приходил к нему, – вдребезги разбивал их эго. Самыми разными способами. Он видел человека насквозь, видел все его привязанности, чувствовал его несвободу. Заставляя совершать непривычные для него поступки, в конечном итоге избавлял от власти амбиций и мании собственного величия. И в этом состоянии человек начинает чувствовать прелесть простоты, понимая, что никакие земные богатства не способны сделать его счастливым и свободным.

Простота – вовсе не примитивное существование. Она отображается скорее не во внешнем образе жизни, а во внутренней гармонии, отсутствии желаний, предельной осознанности. Простота – это трамплин для духовного взлета. Но есть и подводные камни в понимании простоты.

Недавно я разговаривал с женщиной, которая помешалась на избавлении от «всего лишнего». Она довела себя до настоящего истощения. Повытаскала из дома все, что в нем было, оставив лишь несколько вещей и два-три наряда из личного гардероба. Однако ее ум был лишен покоя. В нем осталось лишь раздражение, недовольство собой и всем этим миром. Так что дело не в том, чего и сколько вы имеете, а в привязанностях к благам. Можно обладать хоть целым королевством и одновременно быть свободным от всего, что у вас есть.

Несмотря на то, что Бабаджи уже нет в физическом теле, его присутствие в ашраме явно ощущается. Работа с людьми не прекращается ни на один миг. Никто не остается без его внимания и поддержки. Ведь до сих пор не иссякает поток жаждущих набраться новых знаний, нового опыта. И часто люди даже не подозревают, что с ними произойдет трансформация сознания. Они думают, что едут в ашрам приобретать, но, скорее, потеряют. Потеряют свое эго. Только тот, кто отдает, может получить истинные ценности.

- Я пришел отдавать, только отдавать, – говорил Бабаджи. – Только готовы ли вы принять это? Я даю все, но лишь немногие просят то, что я действительно пришел вам дать. Я покажу вам свободу большую, чем та, о которой вы когда-либо мечтали. Все это для вашего же блага.

Борис КОЛЬЧЕНКО

 


Перейти:

На главную

Творчество

Список публикаций автора

Познакомьте с этой публикацией Бориса Кольченко своих друзей и знакомых! Предложите им подписаться на нашу электронную газету!

 

 

Яндекс.Метрика