Часть 6

Шаги под землей

Новоафонская пещера. Подземное царство

На протяжении многих десятилетий жители Нового Афона пугливо обходили стороной бездонный провал в недрах Апсарской горы, слагая о нем легенды и строя догадки о его происхождении. Огромный колодец, отвесные стены которого терялись во мраке, получил название Бездонной ямы. И только в 1961 году местный подросток Гиви Смыр первым отважился побороть страх и спуститься в провал. Но добраться до дна без специального снаряжения было невозможно, и для исследования загадочной Бездонной ямы была организована специальная экспедиция. Преодолев все препятствия, четверка — Зураб Тинтилозов, Арсен Окроджанашвили, Борис Гергедава и Гиви Смыр — спустилась на дно. Так было открыто уникальное чудо природы — огромная карстовая пещера.

 

На снимке: Гиви Смыр - первооткрыватель Новоафонской пещеры. С 2001 года является директором этого комплекса.

Фото Бориса Кольченко.

 

 

Вглядываясь в лица шагавших рядом со мной молчащих, погруженных в собственное безмолвие, людей, я ощущал удивительное чувство синхронности, сонастроенности. Не удивился бы, если бы вдруг все заговорили сейчас – рассказывая о том, что у них внутри – и эти рассказы бы совпали практически полностью. Что-то особенное поселилось в глазах каждого. Это был внутренний взгляд. Человек уже не присутствует здесь – на жарких улицах города. Быть может, даже не замечает того, что здесь и вправду – жарко, не замечает булыжников мостовой, деревьев по сторонам тротуаров, довольного резкого подъема к Анакопийской горе.

Я специально не заказывал никакого автобуса. И путь был недальним, но главное – восхождение к пещерам обязательно должно было быть пешим, потому что только так можно по-настоящему настроиться на энергии этого места и сбросить все лишнее и ненужное.

Конечно, мы все – из детства. А те, кто поднимался сейчас к горе, ни разу «вживую» не видели пещер. Хотя их образ есть в каждом. Именно тот – детский, романтический. Мы читали книжку Волкова «Семь подземных королей», учебники по истории и знаем, что древние люди считали пещеры своим жилищем. А сколько прочитано приключенческих романов? И ведь это так нетрудно представить: таинственную темноту, обманчивое эхо, мерцающий свет факелов, пирующих разбойников, пиратов, прячущих награбленные драгоценности, подземные ходы…

Вход в пещерный комплекс поразил своим благоустройством. Он напоминал холл театра. Просторный высокий зал с мраморными полами, картинами, мозаичным панно, цветными витражами, чеканкой. Дальше – еще удивительнее. Мы входим на перрон небольшой станции метро. Все по-настоящему… Туннель в недра земли, рельсы, удивительная отделка стен – гранит, мрамор, красочные панно на сюжеты сказок. Небольшие синие вагоны как будто тоже вышли из далекого детства и напоминали сцену из какого-то старого фантастического фильма. Оказывается, этот поезд «пещерного метро» не имеет аналогов в мире, он был спроектирован по специальному заказу в проектном институте угольной промышленности и изготовлен на Рижском вагоностроительном заводе.

Впустив всех внутрь, двери закрылись, и электропоезд повез нас в путешествие к подземному царству. Небольшой проход, и вот мы в первом пещерном зале «Анакопия».

 

То, что предстало перед нами, было удивительнейшим образом похоже на все прежние представления о пещерах. Но только то, наше представление о них и то, что мы увидели, можно сравнить с тем, когда малыш держит в руках 5-ти сантиметровый пластмассовый самолетик, а в небе летают громаднейшие аэропланы. И даже это сравнение слишком слабо.

И это самое мгновение, когда все вышли на огороженную сеткой площадку в начале зала, настолько поразило, что если внутри даже и были какие-то мысли, предположения – то все тут же исчезло. Этот момент невозможно передать словами, но можно осознать. Быть может, не сейчас, не в этот момент. Это придет позже. Но не сможет не прийти. Ведь наши собственные мысли и ощущения рождаются в моменты наивысшего восторга и удивления, в моменты «глобальности» происходящего, в моменты, когда перед нами предстает нечто, чего не было в нашей жизни прежде. Это может быть что угодно: какие-то природные стихии, необычные природные явления, деревья, реки, горы, поражающие своей красотой и величием, сильные и мужественные люди. И эти удивительнейшие ощущения, рожденные увиденным, никогда потом не уходят, они остаются в нас, создавая в нас новые качества, помогая в других, иных моментах жизни.

Сейчас тем самым «встряхивателем» нашего сонного внутреннего царства стал подземный мир.

Неземная красота

Первое, что настолько потрясло – это величина зала. Его высота, его объем. Когда подходили к горе, мы, привыкшие находиться и среди гораздо больших великанов-гор на горных семинарах, почти не оценили величины и высоты Анакопийской (Иверской) горы, которая прячет в своих недрах эти пещеры. Но сейчас, попав вовнутрь горы, все смотрели и смотрели вверх, по сторонам, пытаясь соотнести свои прежние ощущения с новым, поистине глобальным потрясением. Аналогия может быть простой. Если высота обычного пятиэтажного дома составляет 15-17 метров, то высота этого зала была двадцать метров. Ширина 50, длина – 150 метров. И как оказалось, это был не самый большой зал. Второй по величине – зал Махаджиров в длину составляет аж 260 метров, примерно три футбольных поля. Величина! А высота зала Спелеологов 97 метров, он в пять раз выше первого зала, который произвел неизгладимое впечатление. В общем, первое, что заставило «умолкнуть» ум – осознание, насколько тут все огромно – в этом Подземном мире.

А дальше – уже находишься в полной «отключке» - «нормальное» прежнее сознание, в котором привык жить, вообще исчезает. Потому что времени на сравнения, анализ просто нет. Осознаешь только одно: здесь все другое, здесь нет ничего привычного – такого, что возвращало бы в «домашний», привычный мир, где не надо особо думать, где все настолько выверено, что можно жить просто, не задумываясь – на все есть свой шаблон.

А тут, уже через несколько минут начинает доходить, что для того, чтобы хоть чуточку приблизиться к этому миру, нужно откинуть все, что помнил, и признать новые «подземные» законы – законы Великой Природы, незыблемые, заставляющие чувствовать себя тем, кто не просто созерцает природу, а тот, кто просто обязан ее сохранить. И возникает некое чувство вины – ведь понимаешь, что, придя сюда просто туристами, для которых сделано освещение, все эти мостики, площадки, водостоки, мы ухудшаем состояние пещер, что с каждым годом в их экологии что-то меняется, что уже невозможно остановить. Здесь есть «особая зона» - Геликтитовая галерея, в которую вход туристам запрещен. И, хотя безумно любопытно, что же там, так хочется посмотреть, но вместе с тем возникает благодарность к руководству пещеры за то, что они оставили хотя бы этот зал заповедным.

Сама экскурсия длится полтора часа, и за это время почти бегом проходя по залам, люди успевают рассмотреть шесть огромнейших пещер, раскинувшихся на протяжении полутора километров. «Дорога» - это или висячие дорожки на высоте десяти и более метров, или прикрепленные к скале. Какой же огромный труд был вложен строителями. И все это для того, чтобы человек смог увидеть всю эту «неземную», а на самом деле настоящую Земную красоту. На поверхности, где живет человек, есть свои красоты. Но они знакомы, привычны, с ними сливаешься в одно, вдыхая запахи, греясь под лучами солнца, купаясь в водоемах, обнимая деревья, любуясь разными видами. Куда-то едешь, пусть даже за тридевять земель, но все равно можешь себе представить, что ты там увидишь. А то, что предстает перед глазами здесь – словно совсем из иного мира. Хотя осознаешь, что все это также твой мир. Но чем-то он настолько отличается от того, что уже давно поселился в ощущениях, что не сразу понимаешь, в чем же его «отличие».

Пещерам не менее двухсот миллионов лет. И все, что мы видим здесь, создано природой – вся эта фантастическая красота, которая появлялась перед нашими глазами за каждым камнем, каждым поворотом. Это необычайные зеленые и голубые озера, разнообразие причудливых форм сталагмитов, сталактитов, ванночек, драпировок. Немного воображения, и человек «видит» в этих «натеках» таинственных драконов, героев сказок и легенд. Здесь растут каменные деревья, распускаются каменные цветы. Белые, желтые, красные минералы своими отложениями покрывают стенки пещеры, создавая узоры и занавеси, длинные сосульки и гирлянды. И никакого знания не хватит, чтобы представить себе, как это все происходит - как создаются эти необычайные «творения». Миллионы лет, капля за каплей… на один миллиметр в сто лет растут эти «произведения». Смотришь, и не веришь своим глазам, привычно «создающих» некое изображение. Ну, думаешь, вот такого размера «колонну» скульптор создаст за месяц, а в фабричных условиях – минуты. А тут – «произведения» создаются миллионы лет. Трудно представить, что небольшой сталактит этот был здесь и тысячу, и две тысячи, десятки тысяч лет назад. Когда не было еще цивилизации, не было христианства, и даже язычества, да и никто толком не знает, когда появился сам человек. А они – эти «натеки» - уже БЫЛИ.

Не хватает ни воображения, ни знаний… разум не может вобрать в себя такую махину времени – мы всего лишь живем «здесь и сейчас». Средняя продолжительность жизни человека, хорошая «продолжительность» - восемьдесят, девяносто лет. И все. Круг начинается заново. Что мы успеваем увидеть и сделать за эти годы? На ЧТО мы тратим большую часть своих часов, минут, дней, лет?
Природа вот так кропотливо, заботливо создает нетленные произведения. И если бы не человек, они бы и не исчезали, эти «произведения искусства». Кто знает, сколько «отпустили» мы лет этой прекрасной пещере? Сотню? Больше? То, что создавалось миллионы лет, может погибнуть при «неправильном», да и при любом «использовании». Но не об этом даже речь. Природа САМА – не разрушает. Она лишь создает. А человек? Человек думает, что он создает Жизнь. Он что-то делает в ней, что-то читает, созданное такими же людьми, быть может, лишь менее ленивыми, более зоркими.

Но в основном, человек просто живет в полученном им когда-то мирке, не задумываясь, по большому счету и не творя. А прожигая, пропуская, уничтожая. Он и отношения свои уничтожает. Мы не бережем не только природу, мы не бережем ничего. Мы почему-то считаем «настоящей» жизнью – некие страдания и переживания. Мы «обосновываем» свое невежество какими-то «умозаключениями», веря в то, что все, что ни делаем, все, что ни ощущаем каждый день, все это глобально и существенно, хотя на самом деле, не сильно заморачиваемся.

Мы часто вовлекаемся, если не начинаем сами, в ссоры. Мы любим упрекать, любим требовать от других чего-то. А сами? Что мы делаем такого, чтобы оно стало жить?

И радовать кого-то? Вон природа – какие создала произведения! И миллионы людей это уже увидели. Открыта-то пещера совсем недавно. По современным меркам – младенчество еще. 1961 год – открытие, 1975 – начались посещения. И за эти годы тут побывало около пятнадцати миллионов людей. Интересно, что «выносят» люди с собой? Что «забирают» в собственные души? Чему научила их природа, создавшая самые гениальные свои произведения?

Почему-то, хотя и не очень хочется верить, кажется, что очень мало. Все происходит оттого, что люди идут сюда, скажем так, неподготовленные. Неподготовленные по-настоящему жить. Они воспринимают красоты пещер, как нечто само собой разумеющееся: «ну, сталактиты, ну красивые, ну подсветка, а, в общем-то, сыро и холодно…». Быть может, все это и не совсем так, но ведь мир почему-то не меняется? Да, пятнадцать миллионов капля в море. Но ведь и они не стали намного сильнее, не обрели силу, не стали в жизни мягче, нежнее, спонтаннее, не обрели вдохновения. Быть может, на день, на неделю еще оставались воспоминания о необычной красоте каменного великолепия. А дальше?

Не стоит ли каждому задуматься? О чем? Возможно о том, для чего мы живем? И зачем живем скучно? Кому мы приносим радость?

По разному воспринимают люди красоту.

Наблюдаемая ситуация в пещере. Две женщины, шедшие неподалеку, постоянно ворчали: «Везде капает вода, холодно, темнота, сырость, надоело смотреть на камни, когда же это все кончится, есть хочется, семьсот рублей потратили…». Они ничего «здесь» не чувствовали, кроме своих сиюминутных желаний, ощущения дискомфорта. Они не стряхнули с себя привычную суету, которая для них является нормой.

В результате они не получили здесь ничего для своей души, не использовали шанс что-то изменить, чем-то наполниться, не восприняли красоту внешнюю, которая смогла бы стать отражением вошедшей в них красоты внутренней.

Они не станут радостнее, не станут легче, и живущим с ними рядом – не станет лучше. Они же находились в состоянии сна наяву, потерявшись среди своих ложных желаний, ожиданий, беспокойств, в упреках к миру и самим себе, в жалости, сгибаясь под мешком «нерадости» существования: в них нет светлых воспоминаний из прошлого, нет ощущения радости в «здесь», нет предвкушения радости в будущем. Все, что им нужно – ощущения мнимого «благополучия», выражающегося в сиюминутности удовлетворения появляющихся желаний (быть в тепле, быть сытым, например). А если этого нет, то они тут же опускаются в бездну собственного негативизма. Так они проживают годы, не ощущая себя счастливыми, постоянно ревнуя и завидуя. Если и случаются радости, то они скорей не норма, а удачное стечение обстоятельств. Такие люди не совершают действий, ведущих к радости. Но зато они умеют требовать, чтобы другие выполняли все мыслимые действия для того, чтобы их сиюминутные желания были удовлетворены.

А вот другое наблюдение. Когда все вышли на перрон, ожидая пещерный поезд, то  мы заметили, что большей частью стояла тишина. Люди рассредоточились по перрону, а некоторые уткнулись рассматривать панно, висящие на стенах. Люди избегали смотреть другу другу в глаза, разговаривать. Потому что суета реально оказалась «мелкой» по сравнению с тем потенциалом величественности, которую они ощутили в пещерах. Надолго ли?

Уже спускаясь по ступенькам, услышали диалог. Прозвучал вопрос: «что там у нас еще по программе? Монастырь и крепость? Успеем ли?». Туристический автобус на наших глазах наполнился людьми, и поехал в сторону монастыря. Вот и все.

Туристический бизнес, хоть и хорошее по сути дело – знакомить людей с лучшими творениями естественной и рукотворной красоты, тем не менее, выхолащивает из него осознанность, и почти убивает в душах красоту, устраивая поездки типа «Вся Абхазия за один день». Потому что красотой нужно не просто любоваться, а впускать ее внутрь, жить ею. Потому что она предназначена для того, чтобы наша собственная жизнь менялась в лучшую, «красивую» сторону…

Потому вот мы и строим семинары таким образом, чтобы не просто успеть все «осмотреть», а чтобы успеть «осознать» то, что может дать что бы то ни было, что встречается нам. По сути, выбирая место проведения - Новый Афон, мы преследовали именно эту, важнейшую цель – не просто насытиться морем, небом, техниками, экскурсиями, а найти во всем этом нечто большее, чем видят туристы и просто отдыхающие. Читать далее

 

Перейти: